Так было однажды услышано мною. Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада. В то время в той местности правил царь по имени Прасенаджит. На юге его царства находилась страна под названием Сергиса, или «Золотая Земля», где правил царь, которого звали Кацин. Царского сына же звали Кацин-ценпо, или «Великий Кацин».
Когда умер царь Кацин, то царевич взошел на престол. Новый царь отличался острым и ясным умом, доблестью и большой физической силой. Войско его насчитывало тридцать шесть тысяч отрядов. И в наступлении то войско было подобно смерчу, никто не мог противостоять ему. С центральной страной у Великого Кацина не было никаких сношений.
Как-то раз в Золотую Землю прибыли купцы и поднесли в подарок царю четыре куска прекрасной
мягкой хлопчатобумажной ткани. Царь принял ткань и спросил купцов:
Откуда вы взяли такой замечательный товар?
Привезли из центральной страны, отвечали те.
Что это за центральная страна и как называются [царства] центральной
страны? спросил царь.
В центральной стране есть [царства] под названием Раджагриха, Шравасти и многие
другие, отвечали купцы.
Почему же те цари не приходят поклониться мне и вручить
дань? спросил опять царь.
Те цари правят каждый своим владением и занимаются делами своей земли, поэтому и
не приходят сюда, сказали купцы.
«Если я своим могуществом и величием могу все страны привести в покорность, подумал
царь, то почему же эти цари не приходят поклониться мне и вручить дань?
Обрушусь-ка я на них всем своим могуществом и величием».
И он спросил купцов:
Кто из царей центральной страны самый могучий?
Самый могучий царь Шравасти, ответили те.
После этого тот царь направил посланца в Шравасти, к царю Прасенаджиту, с письмом, где
было сказано: «Своим могуществом и величием я подчинил все страны Джамбудвипы.
Почему ты не шлешь послов? Сейчас я отравил к тебе посла. Поэтому, если лежа мое
имя услышишь, то сесть [тебе] должно; если сидя мое имя услышишь, то встать
должно; если во время еды мое имя услышишь, то не глотать, а выплюнуть пищу должно;
если, моясь и распустив волосы, мое имя услышишь, то снова волосы собрать в пучок должно;
если стоя мое имя услышишь, то бежать [тебе] должно. Через семь дней прибудь сюда
встретиться со мной! Если не сделаешь так, то войско приведу и опустошу твою землю».
Прочитав это послание, царь Прасенаджит стал угрюм и гневен. Он отправился к Победоносному
и подробно рассказал ему обо всем.
Победоносный ответил так:
Царь, скажи посланцу: «Из всех царей я не самый могучий, есть царь более могучий,
чем я».
В соответствии с наставлением Победоносного царь Прасенаджит сказал посланцу:
Здесь пребывает явившийся в мир царь магических превращений, ступай к нему и вручи
ему послание своего царя!
И, услышав это, посланец пошел в сад Джетавана.
Тем временем Победоносный магическим способом превратил себя во вселенского монарха Чакравартина1, а Маудгальяну в своего драгоценного советника и воссел обладателем семи различных драгоценностей. Сад Джетавана он так же превратил в драгоценный сад. За оградой сада магическим путем появились семь рвов из драгоценностей, в промежутках между рвами высились деревья из семи различных драгоценностей, бесчисленные лотосы сверкали и переливались всеми цветами радуги. В саду, во дворце, сотворенном из различных драгоценностей, сидел величественный царь.
Когда посланец подошел к волшебному дворцу и увидал великого царя, его
охватил ужас. «Величием и благими заслугами мой царь уступает
этому, подумал он; но царское письмо надо
вручить». И, подумав так, он вручил письмо.
Нирманический царь (иллюзорный царь, сотворенный чудотворной силой самого
Будды Гаутамы прим. ред.) взял письмо, наступил на него и сказал
посланцу:
Я великий царь, повелитель четырех континентов, с какой стати
буду слушать распоряжения твоего глупого царя! Быстрее возвращайся и передай ему следующее:
«По возвращения твоего посланца слушай мой приказ. Если будешь при этом лежать,
сесть [тебе] должно; если будешь при этом сидеть, встать должно; если будешь
при этом идти, бежать должно. Если через семь дней не явишься сюда поклониться,
нарушишь приказ, то будешь строго наказан!»
В соответствии с полученным приказом тот гонец отправился назад и, прибыв в свою страну,
подробно рассказал царю Золотой земли о том, что видел и что было поручено ему передать.
Услышав слова послания, раскаялся Великий Кацин и подумал: «Придется идти со всеми
вассальными князьями к великому царю. Однако не следует действовать напролом,
пошлю-ка я еще одного посланца».
И он послал вперед посланца со следующим уведомлением: «Великий царь, я иду поклониться
тебе. Под моей властью находится тридцать шесть тысяч вассальных князей. Прийти со всеми
или только с половиной?»
«Приходи с половиной!» повелел в ответ нирманический царь.
После этого царь Золотой Земли с восемнадцатью тысячами вассальных князей прибыл
в Шравасти к этому царю и поклонился ему. При этом он подумал: «Этот великий царь
превосходит меня своим внешним обликом, однако уступает мне в силе».
Только он так подумал, как нирманический царь приказал своему драгоценному советнику:
Дай царю Золотой земли свой лук!
Великий Кацин попытался взять лук, но не смог его поднять. Тогда нирманический царь
подцепил лук мизинцем и подал его царю Золотой Земли со словами:
Натяни этот лук!
Но тетива не поддалась усилиям царя Золотой Земли. После этого нирманический царь
поднял лук, натянул его и только отпустил тетиву, как от ее вибрации затряслась и задрожала
вся область тысячи великих миров.
Затем нирманический царь взял стрелу и пустил ее. Тут же эта стрела превратилась в пять стрел,
наконечники которых испускали бесчисленные лучи света. А на концах стрел возникло по
лотосу, размером с колесо колесницы, а на лотосе восседал вселенский
монарх Чакравартин, обладатель семи драгоценностей.
Лучи, испускаемые стрелами, озарили район трех тысяч великих миров, и не было ни одного
живого существа во всех пяти мирах, которому не было бы сотворено благо.
Так, когда увидали эти лучи в обители
богов2 и там прозвучала проповедь
Учения, то полностью очистились боги телесно и духовно. Некоторые из них обрели блага
от вступления в поток до архатства, другие породили помыслы о наивысшем и совершенном
духовном пробуждении. Третьи же стали пребывать на стадии анагаминов.
Увидав лучи, сотворенные Буддой, и выслушав его проповедь Учения, необычно возрадовались
живые существа, относящиеся к разряду
людей3. Некоторые из них обрели
духовный плод вступления в поток, а вступившие в монашество стали архатами. Бесчисленное
число живых существ, помысел о наивысшем и совершенном духовном пробуждении породив,
стало пребывать на стадии анагаминов.
Когда лучи, сотворенные Буддой, коснулись тех, кто принадлежал к
претам4, и преты услышали
проповедь Учения, то все насытились едой, избавились от телесных и духовных страданий,
стали в довольстве пребывать. Все преты породили помысел о милосердии и, почтив Будду,
полностью освободились от бытия претами и обрели рождение в мире богов или людей.
Когда живые существа, рожденные
животными5,
увидали лучи, сотворенные Буддой, то полностью успокоились их помыслы, направленные к похоти
и гневу, рассеялось духовное невежество, в котором они пребывали. Возрадовались и поверили они
Будде, отчего полностью избавились от рождения в мире животных и возродились в мире богов или
людей.
Когда лучи, сотворенные Буддой, коснулись
живых существ ада6, то страдавшие
от холода согрелись, а мучившиеся от жары обрели прохладу.
Их страдания прекратились, и, возрадовавшись телом и духом, они уверовали в Будду и,
освободившись от рождения в аду, возродились в мире богов или людей.
Царь Великий Кацин и вассальные князья Золотой Земли, увидав подобные магические превращения,
прониклись великой верой, отчего освободились от грязи и скверны и обрели истинный
дхармический глаз на Учение.
Глубокого удовлетворения преисполнились сердца восемнадцати тысяч вассальных князей, а
магические превращения, сотворенные Буддой, тут же исчезли, и он явился в своем телесном
облике, восседающий в окружении монашеской общины.
Тут царь Золотой земли попросил Победоносного принять его в монашество.
Приди во благе! сказал Победоносный. И сразу же волосы на голове
и лице Великого Кацина сами собой сбрились, а одежда превратилась в оранжевое одеяние монаха.
Он сосредоточил все свои помыслы на Учении, исчезли его прегрешения, и Великий Кацин стал
архатом.
Тогда Ананда спросил Победоносного:
Что за благая заслуга была в прошлом у царя Золотой земли, почему он происходил из
столь знатного и высокого рода, обладал великими благородными достоинствами, а при встрече с
Буддой Победоносным тут же снялись его прегрешения?
И рассказал на это Победоносный Ананде следующее.
В соответствии с поступками живых существ полностью созревают и плоды их деяний.
В давно прошедшие времена в мир пришел будда Кашьяпа. Когда этот будда ушел в нирвану,
то один домохозяин соорудил ступу, учредил странноприимный дом для монахов и обеспечил его
четырьмя видами необходимых вещей и продуктов.
Прошло длительное время, ступа разрубилась, и прекратилось снабжение странноприимного дома
такими жизненно необходимыми вещами, как одежда, пища, сиденья и ложа.
У того домохозяина был сын монах. Он поведал многим людям об Учении, отчего те
восстановили ступу и возобновили снабжение странноприимного дома одеждой, едой, питьем,
сиденьями и ложами. Эти люди, которые от всего сердца снабжали странноприимный дом
необходимыми жизненными средствами, произнесли такое моление: «В грядущие времена
да будем мы знатными, богатыми и долго живущими! Да встретимся мы с приходом Будды в мир и,
выслушав Учение, да обретем необычный плод!»
Ананда! В той жизни, в то время, тем монахом, сыном домохозяина, и был
нынешний царь Золотой Земли Великий Кацин. Те же, кто восстановил ступу и снабжал
необходимыми жизненными средствами странноприимный дом, были нынешние восемнадцать тысяч его
вассальных князей.
Когда Победоносный произнес свое поучение, многочисленные окружающие породили помысел
о невозвращении и от всей души возрадовались словам Будды.