Так было однажды услышано мною.
Победоносный пребывал в Раджагрихе, в роще Венувана, где
обитали птички календаки. Тогда достопочтенный Ананда поднялся со своего места, оправил
облачение и, сложив вместе ладони, обратился к Победоносному с такой просьбой:
– Соизволь поведать, в силу каких причинно-следственных связей пятеро монахов во главе с
Каундинья отведали нектар Учения раньше всех, сразу же, как только Победоносный стал в этом
мире вращать колесо Дхармы11.
Победоносный сказал Ананде:
– Это пятеро монахов некогда, также первыми моего мяса поев, блаженствовали. Сейчас же, первыми
нектар Учения отведав, полностью освободились [от уз сансары].
– Соизволь поведать, – снова попросил Ананда у
Победоносного, – что сотворили в прежние времена эти пятеро монахов.
И рассказал Победоносный Ананде.
Несчетное количество кальп назад, столь давно, что и умом не постигнешь, в Джамбудвипе был царь по имени Шюдолакгарни, под властью которого находилось восемьдесят четыре тысячи вассальных князей Джамбудвипы. В то время один гадатель предсказал, что в течение двенадцати лет в стране не будут выпадать дожди. Царь, услышав эти слова, очень опечалился и впал в сильное уныние. «Если случится такая великая засуха, – подумал он, – то каким образом люди найдут себе пропитание на эти двенадцать лет?»
Подумав так, царь собрал вассальных князей и советников на совещание. Подсчитали, сколько собрано зерна в житницах, подсчитали число людей, имеющихся в настоящее время, и сколько требуется зерна, чтобы обеспечить потребности каждого в течение двенадцати лет. Выяснилось при этом, что на двенадцать лет зерна не хватит, что и было обнародовано.
Когда настала великая засуха и множество людей умерло от голода, царь подумал: «Что же
сделать, чтобы побольше людей осталось в живых?» С этими мыслями он вместе со своими
женами и наложницами пошел прогуляться в сад.
Достигли они места отдыха, и когда жены и многочисленная свита заснули, царь встал, поклонился
на все четыре стороны и произнес такое моление: «В этой местности случилась засуха и ни
у кого не стало еды, поэтому для голодающих я отдаю это тело. После смерти да возродиться мне
огромной рыбой и пусть все досыта едят мое мясо!»
Произнеся это моление, царь залез на дерево и бросился вниз с его вершины.
После смерти он возродился огромной рыбой в огромной реке. И длина той рыбы была пятьсот
йоджан.
В это время пятеро местных плотников пришли на берег реки за древесиной. Они увидали огромную
рыбу, и та рыба сказала человеческим голосом:
– Если вы голодны, то режьте мое мясо и ешьте, сколько хотите. Вы первые наешьтесь
моего мяса досыта, а когда насытитесь, то возьмите, сколько поднимете, и отнесите домой.
Когда же я воистину стану буддой, то вам первым дам отведать пищи духовной. Пусть все голодные
люди этой страны берут мое мясо, сколько им нравится!
Тогда пятеро людей, отрезав мяса, наелись и рассказали об этом жителям страны.
Так, оповещая один другого, собирались все жители Джамбудвипы, отрезали то мясо и ели.
Как только кончалось мясо на одной стороне, рыба сама переворачивалась на другую сторону.
Как только кончалось мясо на спине, рыба поворачивалась вверх брюхом.
Так поворачивалась рыба в течение двенадцати лет, а все резали мясо и ели. Обо всех этих людях
рыба помышляла с милосердием, и в силу этого помысла, все, кто ее мясо ел, после своей смерти
возродились богами в высшей сфере.
– Ананда! В той жизни, в то время, царь, возродившийся рыбой, – это
я ныне. Пятеро плотников, первыми отрезавшие и поевшие моего мяса, – это ныне
пятеро монахов во главе с Каундинья. Многочисленные живые существа, которые потом мое мясо
ели, – это восемьдесят тысяч сынов богов и мои ученики, полностью избавленные
[от сансарического бытия]. Поскольку я в то время пятерых людей первых одарил, [накормив своим
мясом], и тем спас им жизнь, то сейчас им же первым Учение преподал и членами дхармического
тела погасил огонь трех ядов.
Ананда и многочисленные окружающие искренне возрадовались тому, что поведал Победоносный.