Так было однажды услышано мною. Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который
предоставил ему Анантхапиндада. В то время той местности жил один знатный и богатый брахман
по имени Шинцзир, у которого не было сына. Он направился к шестерым [брахманским] учителям
и спросил у них об этом. Шестеро учителей сказали:
Нет никаких примет, что у тебя будет сын.
Брахман свернулся домой, облачился в грязные одежды и удалился в скорбные покои. Пребывая
в большой печали, он думал так: «Нет у меня сына, и если болезнь оборвет мою жизнь,
то моим домом и богатством завладеет царь».
Случилось, однако, что жена брахмана подружилась с одной монахиней, и та монахиня
пришла к ним в дом. Увидев опечаленного, убитого горем брахмана, она спросила у его жены:
Чем так опечален твой муж?
И жена брахмана ответила:
У нас нет сына, [муж] спрашивал у шестерых учителей, а они сказали:«Нет примет, что
у тебя будет сын», вот он и горюет.
Тогда монахиня сказала:
Шестеро учителей не всеведущи, откуда им знать причину и следствия явлений? В миру
пребывает Татхагата38. Всё он
познал и во все проник, поэтому не скрыто от него ни прошлое, ни будущее. Почему бы не
спросить [у него], будет или нет [у вас] сын?
Когда монахиня ушла, жена брахмана рассказала мужу о ее словах, и обрадовался брахман,
взвесив [слова монахини], и уверовал [в них]. Он тут же надел новое платье и пошел туда,
где находился Победоносный.
Придя к нему, он коснулся главой стопы Будды и спросил Победоносного:
Победоносный! Дано ли мне иметь сына?
И Победоносный отвечал:
Брахман, у тебя будет сын, обладающий к тому же благой заслугой. Когда он вырастет,
то захочет принять монашество.
Безмерно возликовал брахман, услышав эти слова Победоносного.
Не страдаю я больше, сказал он, заиметь бы только сына, а там пусть он и монашество
принимает.
С этими словами брахман пригласил Победоносного и монашескую общину прийти к нему на угощение.
А Победоносный, больше ничего не сказав, принял его приглашение.
На следующий день с наступлением полудня Будда вместе с общиной пришел в дом брахмана и занял приготовленное ему место. Брахман с женой почтительно поднесли угощение, и, [отведав его], Будда с общиной удалился.
На их пути находился луг, где был родник с чистейшей водой. Здесь Будда и монашеская община
отдохнули. Каждый из них, зачерпнув ключевой воды, омыл чашу для сбора подаяния, руки и ноги.
В это время туда прибежала обезьяна, и пыталась взять у Ананды его чашу для сбора подаяния.
Боясь, что чаша окажется разбитой, Ананда не дал ее. Тогда Победоносный сказал Ананде:
Дай обезьяне чашу!
Ананда отдал обезьяне чашу, а та залезла на дерево и, набрав в чашу мёду, поднесла ее
Победоносному.
Очисти мёд от сора! повелел Победоносный.
Тогда обезьяна очистила мед от остатков насекомых и другого сора, и отдала чашу.
Победоносный принял чашу и сказал:
Смешайте мёд с водой и подайте [мне]!
Мед смешали с водой и вручили чашу Победоносному. Победоносный разделил [ее содержимое]
между членами общины, и каждому хватило вдоволь.
Тогда обезьяна, видя подобное, очень обрадовалась, запрыгала, затанцевала [на дереве] и,
сорвавшись вниз, разбилась.
Тут же она возродилась сыном брахмана в чреве его жены, которая понесла и спустя должное
количество месяцев родила необычайно красивого ребенка. При рождении ребенка все сосуды
в доме брахмана наполнились мёдом. Брахман с женой очень удивились и позвали гадальщика.
Гадальщик, взглянув на приметы ребенка, спросил:
Какие знамения или другие удивительные вещи случились при рождении ребенка?
При рождении ребенка [все сосуды в доме] наполнились мёдом, ответили ему.
И ребенок получил имя Чжанцзицок, что означало «Превосходный мёд».
Мальчик рос попечениями родителей, а когда вырос, то попросил у них разрешения уйти
в монашество. Но родители, привязанные к сыну, не разрешили. Снова и снова просил юноша
разрешения, говоря:
Папа и мама, если вы будете мне препятствовать, то я решу покончить с жизнью, ибо
не могу пребывать в мирской суете.
Посоветовались [между собой] родители юноши я сказали[один другому]:
Победоносный еще раньше говорил, что [сын] вступит в монашество.
Если будем препятствовать, то он расстанется с жизнью, поэтому надо разрешить. И, решив так,
они сказали:
Сын, позволяем исполнить твое желание и вступить в монашество.
Обрадовавшись, юноша пошел туда, где находился Победоносный, припал головой к его стопам
и попросил принять его в монашество.
Приди во благе! сказал Победоносный.
И тут волосы на голове и лице юноши сами собой сбрились, и он стал монахом. Затем благодаря
подробному наставлению в Учении о четырёх
благородных истинах130 его мысли полностью освободились.
Вся скверна сошла с него, и он
стал архатом53.
Когда вместе с другими монахами он отправлялся творить благо живым существам, то в случае
жажды или усталости чаша для подаяния, брошенная им в небо, сама собой наполнялась мёдом,
и все сообща пили [из нее].
Тогда Ананда спросил Победоносного:
Что за благую заслугу сотворил монах Чжанцзицок, если, вступив в монашество, так
скоро стал архатом и обрёл исполнение своих желаний?
Тогда Победоносный, в свою очередь, спросил Ананду:
Ананда, помнишь ли ты брахмана по имени Шинцзир, который в свое время сотворил нам
угощение? Ананда, а помнишь ли, что, когда ты завершил трапезу и отдыхал на лугу,
одна обезьяна взяла у тебя чашу для сбора подаяния и, наполнив ее мёдом, поднесла мне,
а потом, прыгая и танцуя от радости, сорвалась [с дерева] и поменяла жизнь?
Помню, последовал ответ.
Так вот, Ананда, сказал Победоносный, обезьяна, которая в то время поднесла мне
мёд, это и есть ныне монах Чжанцзицок. За то, что, увидав Будду Победоносного, обезьяна от
всего сердца поднесла ему мёд, она возродилась сыном того брахмана, ребёнком прекрасного
облика, который очистился от скверны, вступив в монашество.
Тогда Ананда, преклонив правое колено, обратился к Победоносному с такими словами:
Что за греховный поступок совершил этот монах, если родился в облике обезьяны?
И Победоносный рассказал Ананде следующее.
В давние времена, когда в мир явился будда Кашьяпа, один молодой, новообращенный монах
увидал, как другой монах перепрыгнул через канаву.
Ты проворен, словно обезьяна, оказал ему молодой монах.
А знаешь ли ты, кто я? - спросил молодого тот, другой монах.
Почему же не знаю? Ты обычный монах будды Кашьяпы, ответил молодой монах.
Не насмехайся надо мной! сказал тот монах. Я монах не только по названию, я обрел
и четыре благих плода монашества68.
Услышав эти слова, молодой монах так перепугался, что даже волоски на его теле встали дыбом.
Он пал на землю и стал просить прощения, полностью раскаявшись. За свое полное раскаяние
он не возродился в аду живых существ, но за насмешку над архатом он на протяжении пятисот
перерождений всегда рождался обезьяной. Однако, благодаря тому что он некогда вступил
в монашество, и соблюдал правила моральной дисциплины, встретившись с Буддой, точно омывшись,
он избавился от всех страданий.
Ананда, нынешний Чжанцзицок и был в то время тем молодым монахом.
Тут Ананда и многочисленные окружающие, выслушав слова Будды, в один голос воскликнули:
Необходимо следить за всем, что вершишь телом, речью и помыслом. Монах тот не следил за тем,
что вершил речью, и вот какое воздаяние получил за это!
Именно так, как ты говоришь, Ананда, отозвался на это Победоносный.
И он дал подробные наставления по четырем благородным истинам, в результате чего
у присутствующих все вершимое телом, речью и помыслом исполнилось чистоты, а мысли освободились
от скверны. Поэтому некоторые вступили в поток66,
обрели благо одного возвращения71,
невозвращения и архатства. Другие породили помысел о
наивысшем духовном пробуждении69.
Некоторые же стали пребывать на стадии
анагаминов54.
И все окружающие возрадовались словам Победоносного.