Так было однажды услышано мною. Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который
предоставил ему
Анантхапиндада21.
В то время достопочтенный
Шарипутра35 днём и ночью
в течение трёх суток божественным глазом выискивал те живые существа, уделом которых было
обращение [в истинную веру], и шёл к тем, кто был достоин обращения.
Как-то раз купцы отправились в другую страну по торговым делам и взяли с совой собаку.
По дороге эта собака украла у одного купца кусок мяса. Тот купец разозлился, перебил собаке
лапы, бросил в безлюдной местности, а сам ушёл.
Тут Шарипутра посмотрел божественным глазом и увидел собаку, страдавшую от голода.
Шарипутра надел монашеское платье, взял патру и, собрав подаяние, тут же взмыл в небо и
опустился около собаки, помыслив о ней с милосердием и любовью. Он накормил собаку, а когда та,
наевшись, возрадовалась, Шарипутра преподал ей святое Учение. После своей смерти собака
возродилась в Шравасти сыном одного
брахмана11.
Как-то раз Шарипутра в одиночку ходил за подаянием и подошел к дверям дома того брахмана.
Брахман спросил Шарипутру:
Почему ходишь в одиночку? Разве у тебя нет послушника?
У меня нет послушника, поэтому я хожу в одиночку, отвечал
Шарипутра. Говорят, у тебя есть сын. Не отдашь ли его мне?
У меня есть сын, которого зовут Кюнте, сказал брахман, Но он еще мал и ничего не может.
Когда вырастет, тогда отдам.
Выслушав эти слова, Шарипутра запомнил их и вернулся в рощу Джетавана.
Через семь лет Шарипутра пришел в дом брахмана и попросил у него сына. И брахман отдал Шарипутре сына. Шарипутра принял мальчика и увел его в рощу Джетавана. Там он сделал мальчика послушником и наставил в святом Учении, отчего мысли Кюнте полностью освободились [от нечистых страстей], и он стал архатом9, обладающим шестью трансцендентными способностями101 и всеми достоинствами [архата].
Как-то раз послушник Кюнте силой своей запредельной мудрости стал выяснять, благодаря какому событию в прежнем рождении он, обретя это [человеческое] тело, встретился с наставником [Шарипутрой] и обрел духовный плод. Выясняя это, Кюнте узнал, что в прошлом рождении он был голодной собакой, но благодаря доброте своего наставника Шарипутры он обрёл человеческое тело и духовный плод. Узнав это, Кюнте очень обрадовался и подумал; «Благодаря доброте моего наставника я избавился от мук [сансары8]. И чтобы почтить наставника, я останусь его послушником всю жизнь и не буду добиваться полного посвящения».
Как-то раз Ананда спросил у Победоносного:
Что за греховное деяние совершил этот послушник в прошлом [рождении], если обретался в
собачьем теле? И что за благо сотворил он, если полностью освободился [от сансарического
бытия]?
На это Победоносный рассказал Ананде следующее.
Давным-давно, во времена будды Кашьяпы, среди окружавших его монахов был один монах,
обладавший очень благозвучным голосом. И все радовались, когда слушали, как он поет гимны.
Там же был один старый монах с очень неприятным голосом. Однако он вместе со всеми пел гимн
и нараспев произносил духовные стихи. Тот старый монах был архатом и обладай всеми
достоинствами шрамана.
Как-то раз молодой монах с благозвучным голосом оскорбил старого монаха, сказав:
Твой голос подобен лаю собаки.
А знаешь ли ты, кто я? спросил старый монах молодого.
Другого не знаю, кроме того, что ты из монашеского окружения будды
Кашьяпы, ответил молодой.
Я архат и обладаю достоинствами
шрамана87
сказал
старый монах.
Молодой монах испугался и в раскаянии стал просить прощения у старого монаха. Старый монах
хотя и простил его, однако за произнесение бранных слов молодой монах на протяжении пятисот
рождении всегда рождался в облике пса. Но за то, что он вступил в монашество и соблюдал
правила моральной дисциплины, при встрече со мной он полностью освободился [от сансарического
бытия].
Ананда и многочисленное окружение искренне возрадовались рассказу Победоносного.