«Намазанную сильным ядом. . .» Эту историю Учитель во время своего пребывания
в Джетаване рассказал о небрежном отношении к вещам.
Говорят, что в то время бхикшу, получив одежду и другие необходимые предметы, небрежно
к ним относились, а вследствие такого отношения к четырем необходимым предметам
не освобождались от перерождений в аду и в мире животных.
Узнав об этом, Учитель, различными способами показав сущность
дхармы56,
предостерег бхикшу от небрежного отношения к четырем необходимым предметам.
«Бхикшу, который заботливо относится к своей одежде, сказал
Учитель, должен избегать холодного».
Это и другие правила установив, Учитель сказал:
О бхикшу, относитесь внимательно к своим необходимым вещам, невнимательное отношение
подобно употреблению смертельного яда; еще в прежние времена люди, не ведая опасности,
из-за небрежности принимали яд и попадали в большую беду.
И он рассказал историю о прошлом.
В давние времена, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта,
Бодхисаттва17 возродился в одной
зажиточной семье и, когда вырос, стал игроком в кости.
С ним часто играл один мошенник. А у него была такая привычка: всякий раз, когда он
видел, что выигрывает партию, то доводил её до конца, а когда предчувствовал проигрыш,
то, засунув одну кость себе в рот, говорил: «Кости одной не хватает!», бросал игру
и уходил.
Догадавшись, в чем дело, Бодхисаттва сказал себе: «Ну, хорошо, посмотрим, что
будет дальше», и, взяв однажды кости к себе домой, он намазал их ядом, потом
тщательно высушил и, придя к мошеннику, сказал:
Давай-ка сыграем в кости, любезный!
Давай сыграем, согласился мошенник, приготовил доску,
и они стали играть.
Плут, поняв, что проигрывает, засунул себе в рот одну кость. Увидев это, Бодхисаттва подумал: «Глотай-глотай, потом узнаешь, что будет с тобой».
И он произнес следующую гатху:
«Намазанную сильным ядом
Глотает кость, не ведая, мошенник.
Глотай-глотай, коварный плут,
Потом увидишь, что с тобою будет».
Пока Бодхисаттва так говорил, от быстрого действия яда мошенник потерял сознание и, вращая глазами, упал навзничь.
«Теперь нужно вернуть ему жизнь», решил Бодхисаттва и дал
ему различные лекарства, смешанные с рвотным средством. А когда последнее
оказало свое действие, он напоил плута топленым маслом, смешанным с мёдом и сахаром.
Вылечив мошенника, Бодхисаттва сказал ему: «Впредь больше так не делай».
Потом, раздав дары и другие благочестивые деяния совершив, возродился согласно
карме113.
Приведя эту историю для разъяснения дхармы, Учитель сказал:
«О бхикшу, небрежное отношение к вещам подобно употреблению смертельного яда».
Так сказав, он отождествил перерождения:
«Тогда мудрым игроком в кости был я».