Словами «С великим Ассакой-царем...» Учитель, что жил в ту пору в роще Джеты,
начал свой рассказ о вожделении монаха к оставленной в миру жене.
Ибо монах тот на вопрос Учителя: «Правду ли говорят, монах, что ты охвачен
тоскою?» отвечал: «Да, это правда!»
А на вопрос: «По ком же тоскуешь ты?» отвечал: «По жене
своей, что осталась в миру!»
О монах! молвил тогда Учитель. Не только ныне ведь
испытываешь ты любовное томление из-за этой женщины, но и прежде ввергался ты из-за нее
в великое страдание!
И он поведал собравшимся о прошлом.
В стародавние времена в городе Летали, что в стране Каши, восседал на троне царь по имени
Ассака. А старшую из жен его звали Уббари, и она, обаятельная, превосходно сложенная,
ласкающая взор красотою, превосходящею всё видимое у людей, уступавшая прелестью
разве лишь богам, была царем любима. И вот она скончалась.
С её смертью погрузился царь в пучину горя и страдания и немного помрачился в уме.
Приказал он набальзамирозать тело
покойной жены сезамовым жмыхом и в деревянном корыте поставить его под свое царское ложе.
Сам же возлег на ложе и лежал так, беспрестанно рыдая и причитая и отказываясь от пищи.
Отец с матерью, прочие родичи, друзья и приближенные,
брахманы11, домовладельцы и иные
подданные толпились вкруг него, говоря ему: «Не горюй так, о великий царь! Непостоянно
ведь все созданное!» и пытались они так или иначе утешить царя,
но переубедить его не смогли. И так в тоске провел он семь дней.
Бодхисаттва15 же в ту пору жил в предгорьях Гималаев и был отшельником, одолевшим пять сверхзнаний и восемь ступеней сосредоточения. Заостривши внутренний и внешний взор свой, он обозревал своим божественным оком всю Джамбудвипу10. Увидев того царя Ассаку, столь сокрушавшегося, он решил: «Я должен оказать ему помощь!» Своей чудотворной силой он поднялся в воздух и, опустившись в царском саду, уселся на священный камень, уподобясь золотому истукану.
А в это самое время пришел в сад некий юный брахман, живший в городе Потопи.
Увидев Бодхисаттву, он почтительно приветствовал его и сел неподалеку. Бодхисаттва
отнесся к юноше дружелюбно и вопросил:
Скажи-ка, юноша, предан ли
дхарме56 ваш царь?
Да, почтенный, отвечал ему юноша, царь предан
дхарме. Только вот жена у него умерла,
и он распорядился поместить её тело в деревянное корыто, а сам лежит лежнем и
рыдает нынче уже седьмой день пошел! Почему бы тебе не избавить царя от такого
страдания?! Столь благочестивому и многознающему, как ты, вполне пристало приходить на помощь
царям в подобных несчастьях!
Но ведь я, юноша, возразил Бодхисаттва, с царем и
незнаком. Вот если б он сам пришел ко мне и спросил, я бы показал ему место нового рождения
его усопшей супруги и побудил бы ее заговорить с ним!
Тогда, почтенный, посиди тут, покуда я не приведу к тебе
царя! попросил юноша.
И, заручившись согласием Бодхисаттвы, юноша направился к царю.
Поведав ему обо всем, он сказал: «Надо тебе поехать к тому отшельнику, обладающему
даром божественного всевидения!»
Радуясь мысли, что он сможет увидеться со своей Уббари, царь взошел на колесницу
и направился к указанному месту. Почтительно приветствовал он отшельника, сел рядом с ним
и спросил:
Правду ли говорят, что ты знаешь место нового рождения госпожи моей?
Да, это так, великий царь, отвечал отшельник.
Где ж возродилась она?
Из-за того, что в прошлом рождении, о великий царь, опьяненная красотою своею,
жена твоя всем прочим пренебрегала и не совершала благостных дел, она обрела новое
существование в лоне самки навозного жука и теперь находится
здесь в этом саду.
Не верю я в это! воскликнул царь Ассака.
Ну, тогда, сказал отшельник, я тебе её покажу
и заставлю заговорить с тобой!
Будь посему! согласился царь.
Тогда Бодхисаттва произнес: «Эй вы, те двое, что скатываете шарик из навоза,
явитесь к царю!» и своею божественной силой заставил жуков приблизиться,
и те тотчас подползли к царю.
Указав на одного, Бодхисаттва промолвил:
Вот, о великий царь, госпожа твоя Уббари. Оставив свой навозный шарик, она
ползет следом за супругом-жуком. Узри же ее!
Нет, я по-прежнему не верю, почтенный, что моя Уббари обрела новое рождение
в лоне самки навозного жука! воскликнул царь.
Что ж, я заставлю ее заговорить! сказал отшельник.
Заставь, почтенный! согласился царь.
Бодхисаттва, своею божественной силой побуждая самку жука начать разговор,
воззвал:
Эй, Уббари!
Чего тебе, почтенный? отвечала та человеческим голосом.
Как звали тебя в твоем прежнем рождении?
Я была старшей женой царя Ассаки, почтенный, а звали меня Уббари.
А теперь кто тебе мил: царь Ассака или жук навозный?
То, почтенный, ответствовала Уббари, было
мое прежнее рождение!
Тогда я с супругом моим гуляла по этому самому саду и наслаждалась всем тем,
что имеет форму, звук, запах, вкус или что можно осязать. Но теперь, после того как
с кончиною своею я отторглась от прежнего существования, что мне в этом царе?!
Нынче я могла бы убить царя Ассаку и кровью из горла его умастить ноги супругу моему,
навозному жуку!
И, говоря так в присутствии всей царской свиты, она человеческим голосом спела:
С великим Ассакой-царем,
Любимым, мужем дорогим,
Взаимной страсти полные,
Гуляли некогда мы тут!
Но боль и радость прежних дней
Затмилась новым бытием,
Вот почему навозный жук
Милей мне Ассаки царя!
Услыхав её речи, царь Ассака понял, что скорбел напрасно. Там же, в саду, он распорядился, чтобы мертвое тело вынесли вон из опочивальни. Потом омыл себе голову, почтительно простился с Бодхисаттвой и воротился в город. Избрав другую царицу старшей женою, он продолжал править царством в соответствии с дхармой. Бодхисаттва же, наставив так царя и освободив его от тоски по умершей, удалился назад в Гималаи.
И, завершая свое наставление в дхарме,
Учитель явил слушателям
Четыре Благородные Истины130
и истолковал джатаку, связывая
перерождения (с усвоением Благородных Истин страдавший от тоски монах, утвердившись
в Потоке, обрел свой
первый плод68):
«Уббари
в ту пору это оставшаяся
в миру супруга монаха. Царем Ассакой был тоскующий монах, отшельником же я
сам».