Так было однажды услышано мною. Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана,
предоставленном ему Анантхапиндадой21.
В то время в стране Магадха у одного домохозяина родился сын, мальчик чрезвычайно красивый и
обладающий знаками благих примет. Не успел ребенок родиться, как в кладовой домохозяина
чудесным образом возник золотой слонёнок. Родители мальчика, видя подобное, очень обрадовались
и показали гадателю, который, осмотрев ребёнка, установил, что он отмечен знаками благой
заслуги.
Какое удивительное знамение сопутствовало рождению мальчика? спросил
гадатель.
Когда этот ребенок родился, отвечали родители, в
нашей кладовой сам собой появился золотой слонёнок.
Тогда и имя мальчика будет Ланбогон, или «Покровитель слонов».
Рос мальчик, а вместе с ним рос и золотой слонёнок. Куда шел мальчик, туда шел и золотой
слонёнок, и они была неразлучны. Испражнялся и испускал мочу тот слоненок всегда золотом.
Когда Ланбогон подрос, он всегда играл вместе с пятьюстами сыновьями других домохозяев.
Подростки дружили между собой и как-то раз стали рассказывать друг другу о том, что
удивительного есть у них в семьях. Одни мальчики говорили: «В наших семьях сиденья и
постели все сделано из драгоценностей семи родов».
Другие говорили: «В наших домах и в наших садах все сделано из драгоценных камней».
Третьи заявляли: «Наши кладовые всегда полны отборными, драгоценными камнями».
Так рассказывали они один другому о всевозможных удивительных вещах. Ланбогон, в свою очередь,
также сказал:
Когда я родился, у нас появился сам собой золотой слоненок. Я подрастал, и он также
подрастал. Задумаю я пойти посмотреть какое-нибудь зрелище, сажусь на слонёнка, он быстро
доставляет меня куда нужно. А испражнения и моча слоненка превращаются и золото.
При этом присутствовал царевич Аджатасатру. Услышав рассказ Ланбогона, он подумал:
«Когда я стану царём, то отберу этого слона».
И вот стал Аджатасатру царем. Призвав к себе Ланбогона, он приказал:
Приведи мне золотого слона!
Родители Ланбогона сказали сыну:
Нет человека более яростного, свирепого и алчного, чем Аджатасатру. Если он даже
родного отца убил, то о других и говорить не приходится. Сейчас он хочет отобрать твоего слона,
поэтому надо слона ему подарить.
Никто не в силах отобрать моего слона, заявил юноша.
С этими словами он сел вместе с братом на слона и отправился, к царскому дворцу.
Когда привратники доложили о них царю, тот распорядился:
Пусть Ланбогон с братом, не слезая со слона, въезжают во двор!
Ланбогон с братом, сидя на слоне, въехали в ворота, спешились, поприветствовали царя и
пожелали ему благополучия. Обрадованный царь усадил их на разостланный ковер, угостил едой и
напитками, а потом сказал Ланбогону:
Золотого слона оставьте, а сами можете отправляться домой!
Услышав такой приказ царя, Ланбогон оставил слона, а сам вместе с братом пошел пешком.
Но не успели они выйти за ворота, как золотой слон прямо из-под земли появился перед
Ланбогоном. Оба брата опять сели на слона и вернулись домой.
Вернувшись домой, Ланбогон подумал: «Царь не поступает в соответствии с Дхармой, он осудит
даже и невинного. Поэтому, если я не отдам ему слона, то из-за этого слона с жизнью
распрощаюсь. Отправлюсь-ка я сейчас туда, где Победоносный творит благо многочисленным живым
существам мира, уйду из семьи и с радостью буду вести монашескую жизнь». Подумав так, он
попросил у родителей разрешения вступить в монашество, и те дали свое позволение.
Распрощавшись с отцом и матерью, сел Ланбогон на золотого слона и прибыл в рощу Джетавана.
Подойдя к Победоносному, он коснулся головой его стопы и подробно рассказал о том, что с ним
случилось.
Приди во благе! произнес Победоносный.
И тут же волосы на лице и голове Ланбогона сами собой сбрились, и он стал монахом.
Победоносный должным образом наставил его в Учении о
четырёх благородных истинах7, благодаря
чему Ланбогон обрел архатство9.
Где бы ни находился монах Ланбогон вместе со своими товарищами, другими монахами, всегда
поблизости был и золотой слон. Тогда все жители Шравасти начали собираться, чтобы посмотреть
на золотого слона, и производили такой шум и там, что мешали йогической практике [монахов].
Монахи пожаловались Победоносному, и тот сказал Ланбогону такие слова:
Много людей собирается, чтобы посмотреть на твоего слона, нарушая этим уединение
[монахов]. Поэтому поскорее избавься [от слона].
Да я и сам, в монашество вступив, думал от него избавиться, да никак не
выходит, отвечал Ланбогон.
А ты трижды скажи слону такие слова:
«Сансарическое бытие18 для
меня окончилось, ты мне больше не нужен!» и слон
исчезнет, наставил Победоносный Ланбогона.
В соответствии с наставлением Победоносного Ланбогон трижды сказал слону: «Ты мне не
нужен», и золотой слов погрузился в землю.
Удивленные монахи спросили Победоносного:
Что за добрый корень на поле благих заслуг посадил в прежнем рождении монах Ланбогон,
если вызрел такой плод?
И поведал Победоносный Ананде и другим монахам следующее.
Каждый человек, кто бы ни был, сказал Победоносный, если посеет немного добрых семян
на поле благой заслуги трёх
драгоценностей12, обретёт безмерный плод.
Давным-давно, во времена, когда в мир явился будда Кашьяпа, человеческий век длился двадцать тысяч лет. Тот будда сотворил благо живым существам, а когда ушел в нирвану, то над его мощами соорудили множество ступ. Среди этих ступ была одна, посвященная слону, на котором ехал бодисаттва, спускаясь с неба Тушита28, чтобы войти в чрево матери. Со временем изображение слона немного разрушилось. Один человек, пришедший поклониться ступе, увидав, что изображение слона немного разрушено, подумал: «Я починю это разрушившееся изображение ездового животного бодисаттвы». Подумав так, он приготовил глину и обмазал поврежденные места, произнеся при этом такое моление: «В грядущие времена [рождения] да буду я постоянно высокороден, знатен и несметно богат!» И тот человек после смерти возродился в высокой сфере богов. Когда время пребывания божеством истекало, он рождался в мире людей неизменно высокородным, знатным, богатым, прекрасной наружности, а золотой слон был постоянно его хранителем.
Ананда, сказал в конце Победоносный, человек,
который в той жизни, в то время, починил слона, это и есть нынешний Ланбогон.
За то, что он починил слона, всегда пользовался великим богатством в мире богов и людей.
За то, что чтил три драгоценности, встретившись со мной, он удалился из мира в мое Учение,
отчего скверна его мыслей полностью отринулась, и он стал архатом.
Достопочтенный Ананда и многочисленные окружающие, выслушав поучение Победоносного, постигли
его суть, отчего некоторые обрели плод вступления29,
одно возвращение, невозвращение и архатство.
Некоторые породили помысел о
наивысшем духовном совершенстве30
и стали пребывать на стадии
анагаминов. И многочисленные окружающие безмерно радовались рассказанному Победоносным.