Так было однажды услышано мною. Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада. Как-то раз Победоносный, взяв с собой Ананду в качестве прислужника, отправился за подаянием. Случилось так, что на одеянии Победоносного оказалась небольшая дырочка. И она тоже послужила делу обращения живых существ.
Когда Победоносный вернулся после сбора подаяния, к нему явился один брахман.
Поклонившись Победоносному и озирая его блистательную внешность, брахман заметил небольшую
дырочку на одежде Победоносного и решил подарить ему [материю на заплату].
Дома он отрезал лоскут от белой хлопчатобумажной ткани и поднес его Победоносному со словами:
«Залатай свою одежду этим лоскутом ткани». Победоносный в милосердии своем принял
дар, чем очень обрадовал брахмана. Затем Победоносный в милосердии своем произнес такое
пророчество.
Брахман, сказал он, в будущие времена, спустя
сто неизмеримых калп, ты станешь буддой под именем «Замечательный провидец» и в
полной мере обретешь десять трансцендентных способностей.
Выслушав это пророчество, ушёл брахман, преисполнившись радости. Тогда знатный глава купцов
и его домочадцы, жившие в той местности, подумали следующее: «С какой это стати
Победоносный за столь маленький дар жалует такое великое вознаграждение?» И, подумав так,
все они изготовили из белой хлопчатобумажной ткани различные одеяния для Татхагаты и поднесли
их Будде.
Ананда спросил тут Победоносного:
Что за благой корень взрастил Победоносный в прежнем рождении, если все одарили его
множеством одеяний?
Хорошенько слушай и запоминай, отвечал Ананде Победоносный, а я тебе расскажу.
Давным-давно, бесчисленное количество калп тому назад, явился в мир будда Випашьин и пребывал
в окружении девяноста тысяч монахов. Царя того времени звали Банду. Его главный советник
пригласил будду с монашеской общиной на трёхмесячное угощение. Победоносный принял это
приглашение, и главный советник, вернувшись домой, приготовил всё необходимое. Там временем
царь также решил пригласить на угощение будду Випашьина с его общиной. Он отправился к нему и,
прибыв, произнес такие слова:
Прошу пожаловать будду с благородной монашеской общиной на протяжении трёх месяцев принимать
мои подношения.
На это Победоносный сказал царю:
Поскольку меня ранее пригласил великий советник, то сначала пойду к нему. Ведь в силу святого
Учения великое существо не должно нарушать обещания, данного ранее.
Вернувшись во дворец, царь сказал своему советнику:
В этой стране нет никого выше меня. Победоносный в моей стране пребывает. Я решил
совершить ему подношение и пригласил к себе. Однако ты пригласил его ранее. Ты обожди,
сначала я приму [будду], а затем примешь ты!
О государь! ответил советник царю. Ты волен по
своему усмотрению располагать моим телом
и жизнью, и Татхагата здесь постоянно пребывает, так что царская страна неизменно
благоденствует и мор не случается в ней. Конечно, я немного обожду [принимать будду].
«Все же так не годится», подумал царь и сказал:
Мы оба по очереди через день будем принимать [будду].
Так они и сделали. Один день принимал царь, один день принимал советник, и желание обоих
[принять будду] было исполнено. По этому поводу великий советник поднес Татхагате комплект
духовного одеяния и подарил также каждому монаху девяносто тысячной общины по куску материи
на монашеское платье.
Ананда, закончил Победоносный, великий советник того времени, который приготовил
монашеские одеяния и поднес их будде с общиной, был не кто иной, как я ныне. Этим я для
своих последующих рождений благую заслугу сотворил, в результате чего беспечально наслаждался
во всех рождениях ее неисчерпаемым плодом.
Ананда и многочисленные окружающие, выслушав сказанное Победоносным, прониклись усердием к делу
творения благой заслуги14 и безмерно радовались его словам.