«Пока еще умерен был. . .» Эту историю Учитель, находясь в Джетаване, рассказал об одном бхикшу, который, объевшись, умер от несварения желудка.
Когда он умер, все бхикшу собрались в зале дхармы и стали обсуждать недостатки
покойного: «Братья, этот бхикшу, не зная, сколько может принять его желудок, съел
слишком много и от несварения умер».
В это время вошел Учитель и спросил: «Какой вопрос, о бхикшу, вы тут обсуждаете?»
Когда те ему объяснили, Учитель сказал: «Не только теперь, о бхикшу, он умер
от объедания, это с ним было и прежде».
И он рассказал историю о прошлом.
В давние времена, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва17 возродился в образе попугая и жил в Гималаях. Он был царем над тысячами других попугаев, живших в той части Гималаев, которая была обращена к морю. У этого царя попугаев был сын. Когда он вырос большим и сильным, Бодхисаттва стал плохо видеть. (Говорят, что у попугаев, оттого что они слишком быстро летают, в старости прежде всего слабеют глаза). Тогда сын Бодхисаттвы посадил своих родителей в гнездо и сам стал добывать им корм.
Однажды, отправившись к тому месту, где он обычно искал корм, он сел на вершину горы и,
посмотрев на море, увидел остров, а на нем манговую рощу с золотыми сладкими плодами.
На следующий день во время своего путешествия за кормом попугай спустился к этой роще,
напился мангового сока, набрал плодов и принес их родителям.
Бодхисаттва, отведав плодов манго, по вкусу сразу же догадался, откуда они, и спросил
сына:
Милый, это манговый плод с такого-то острова?
Да, отец, отвечал молодой попугай.
Милый, попугаи, которые летают на этот остров, не живут долго, поэтому ты
больше не летай туда, сказал отец.
Но сын, не послушавшись его советов, снова стал летать на этот остров.
Однажды, когда попугай, выпив слишком много мангового сока и набрав плодов для своих
родителей, летел над морем, он очень устал, и им стал овладевать сон.
Плоды манго выпали у него из клюва. Теряя направление, он стал лететь все ниже и ниже,
так что временами даже касался поверхности моря, и в конце концов упал в воду.
Тогда одна большая рыба схватила его и съела.
Не дождавшись возвращения сына в обычное время, Бодхисаттва догадался, что он упал
в море и погиб. И с этого времени, не получая никакого корма, родители попугая
ослабели и умерли.
Учитель, приведя эту историю о прошлом, достигнув наивысшего просветления, произнёс следующие гатхи:
«Пока еще умерен был
В приеме пищи попугай,
То не сбивался он с пути
И мать свою всегда кормил.
Когда же манговых плодов
На острове объелся он.
Свалился в море, оттого
Что в пище невоздержан был.
Не надо жадным быть к еде,
И меру надо соблюдать.
Кто неумерен, гибнет тот,
Кто знает меру, тот спасен.»
Приведя эту историю для разъяснения дхармы56, Учитель провозгласил благородные истины7 и отождествил перерождения (после провозглашения истин многие бхикшу достигли первого, второго, третьего и четвертого плодов68): «Тогда не знающий меры в пище бхикшу был сыном царя попугаев, а царем попугаев был я».