«Мои те драгоценности. . .» Эту историю Учитель во время своего пребывания
в Джетаване рассказал об одном недовольном и удрученном бхикшу.
Этот бхикшу не мог сосредоточить свой ум на каком-нибудь одном предмете, и его мучила
неудовлетворенность. Тогда его привели к Учителю.
Правда ли, что ты недоволен? спросил Учитель.
Правда, отвечал бхикшу.
Почему же так?
Из-за страсти.
О бхикшу, сказал Учитель, страсть прокляли
даже животные, почему же ты, постигший высокое учение, мучаешься из-за страсти,
которую презирают даже животные?
И он рассказал историю о прошлом.
В давние времена, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва17 возродился в образе обезьяны и жил в Гималаях. Один лесник поймал эту обезьяну и принес ее царю. Обезьяна, живя в царском дворце, верно служила царю и постигла многие обычаи людей. Царь, довольный ее службой, велел позвать лесника и сказал ему: «Возьми эту обезьяну и отпусти в том месте, где ты ее поймал». Тот так и сделал.
Все племя обезьян, узнав о возвращении Бодхисаттвы, собралось на вершине большой скалы,
чтобы посмотреть на него. Увидев Бодхисаттву, обезьяны начали с ним приветливую беседу.
Любезный, где ты был столько времени? спросили они.
В Варанаси, в царском дворце, отвечал Бодхисаттва.
А как же ты освободился?
Царь сделал меня своей любимой обезьяной и, довольный моей службой, отпустил.
Тогда обезьяны сказали:
Ты, наверное, знаешь нравы, которые царят в мире людей.
Расскажи нам о них; мы хотим послушать.
Не спрашивайте меня о нравах людей, сказал Бодхисаттва.
Расскажи, расскажи, мы хотим послушать! упрашивали его обезьяны.
Тогда Бодхисаттва сказал:
«Люди, будь то кшатрии или брахманы, только и твердят:
«Мое! Мое!». Они ничего не знают о непостоянстве, благодаря которому вещи
из бытия переходят в небытие. Послушайте теперь, что за обычаи у этих слепых глупцов».
И он произнес следующие гатхи:
«Мои те драгоценности
Моё, моё то золото!»
Так день и ночь твердят глупцы,
Не видя дхарму высшую.
Два господина в доме есть:
Один из них без бороды,
С отвисшей грудью, с косами,
С ушами посверленными,
За деньги в дом он приведен;
Домашних мучает всегда.
Услышав его слова, обезьяны закричали:
Не продолжай, не продолжай! Такие речи
нам даже слушать противно, и они обеими руками плотно заткнули уши.
В этом месте мы услышали о такой непристойности, решили обезьяны,
и, прокляв это место, они ушли в другое.
А эта скала получила название Проклятой скалы.
Приведя эту историю для разъяснения дхармы56 и провозгласив благородные истины7, Учитель отождествил перерождения (после провозглашения истин тот бхикшу достиг первого плода66): «Тогда обезьяньим племенем были последователи Будды, а царем обезьян был я».