«Живем хоть в доме мы одном. . .» Эту историю Учитель, находясь в Джетаване, рассказал о почтенном Ананде52, получившем ценный дар.
Однажды, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта,
Бодхисаттва17 возродился в образе
сына его главной супруги. Когда он вырос, он изучил все науки в Такшашиле и после смерти
отца сам стал царем.
А в это время в старом домишке жил один брахман11, бывший семейный жрец отца Бодхисаттвы,
отстраненный от должности. Он был очень беден.
Однажды ночью Бодхисаттва, переодевшись в чужое платье, бродил по городу, чтобы узнать,
как живет народ. А в это время какие-то воры, совершив кражу, сильно напились в одном
питейном доме и, взяв ещё вина в кувшины, шли к себе домой.
«Эй, кто ты такой?» закричали воры, встретив на улице Бодхисаттву, и,
подойдя к нему, сшибли его с ног и сняли с него верхнюю одежду. Потом они взяли
свои кувшины и пошли, всячески запугивая царя.
А в этот момент бывший царский жрец вышел из дома и, стоя посреди улицы, наблюдал
за созвездиями. Определив по звездам, что царь попал в руки разбойников, брахман
позвал свою жену и сказал ей:
Послушай, жена, наш царь попал к разбойникам.
А какое тебе дело до царя, господин? отвечала жена.
Пусть об этом позаботятся его брахманы.
А царь случайно услышал их разговор. Пройдя некоторое время вместе с разбойниками,
царь взмолился: «Я бедный человек, почтенные, берите мою верхнюю одежду и отпустите
меня».
И когда он так все просил и просил, разбойники из жалости отпустили его.
Запомнив их дом, царь пошел к своему дворцу. Проходя мимо дома жреца, он услышал, как
тот говорил своей жене: «Милая, наш царь освободился из рук разбойников».
И царь вернулся в свой дворец. На рассвете он созвал своих брахманов и спросил их:
Вы наблюдали ночью за созвездиями?
Да, божественный, отвечали брахманы.
Благоприятны ли они?
Благоприятны, божественный.
И никакого затмения не было?
Нет, не было, божественный.
Позовите-ка мне брахмана из такого-то дома, сказал тогда
царь.
И когда привели старого жреца, царь спросил его:
Наблюдал ли ты, почтенный, сегодня ночью за созвездиями?
Да, божественный, отвечал жрец.
Не было никакого затмения?
Было, великий царь; сегодняшней ночью ты попал в руки разбойников, но быстро
освободился.
«Этот человек, наверное, хорошо разбирается в звездах», подумал
царь и, прогнав всех брахманов, сказал жрецу: «Я доволен тобой, брахман; выбери себе
в дар все, что ты пожелаешь».
Великий царь, отвечал брахман, я сначала
посоветуюсь с женой и детьми и тогда выберу что-нибудь.
Царь отпустил его, и брахман, придя домой, позвал жену, сына, невестку и служанку-рабыню
и сказал им:
Царь жалует мне дар, какой я пожелаю. Посоветуй-те, что мне лучше выбрать.
Приведи мне сотню коров, попросила его жена.
А мне, сказал сын Чхатта, выбери колесницу,
запряженную чистокровными синдхскими конями цвета белого лотоса.
А мне, сказала невестка, возьми серьги из
драгоценных камней и разные другие украшения.
Рабыня по имени Пунна попросила брахмана выбрать для нее ступку, пестик и корзину
для просеивания.
А сам брахман желал получить себе в дар деревню.
Ну, ты посоветовался со своей женой? спросил царь, когда
брахман пришел к нему.
Да, посоветовался, великий царь, но все, кого я спрашивал, имеют разные
желания.
И он произнес первую гатху:
Живем хоть в доме мы одном,
Желанья разные у нас.
Хочу себе деревню в дар;
Сотню коров жена моя;
Упряжку лошадей мой сын;
Невестка серьги из камней,
Служанка крошка Пунника
Желает ступку с пестиком.
Выслушав его, царь сказал: «Всем дайте то, что они желают».
И, послав людей за подарками, он произнес следующую гатху:
Деревню дайте брахману,
Сотню коров жене его;
Упряжку лошадей сынку;
Невестке серьги из камней,
А бедной крошке Пуннике
Вы дайте ступку с пестиком.
Выдав брахману все, что он хотел, и воздав большие почести, царь сказал ему: «Ну,
теперь приступай к обязанностям, которые тебе следует исполнять».
И сделал его своим приближенным.
Учитель, приведя эту историю для разъяснения дхармы56, отождествил перерождения: «Тогда брахманом был Ананда, а царем был я».