Словами «Ведь не было ссор из-за самок у них...» Учитель он жил тогда в роще Джеты начал наставление о клевете.
Ибо дошло однажды до Учителя, что шестеро монахов собирают сплетни и возводят напраслину
на других. И, призвав тех монахов, Учитель вопросил:
Правду ли говорят, братия, что вы собираете и распространяете слухи про тех,
кто ввязывался в распри, ссоры и перебранки, и что из-за вас возникают новые распри,
коих вовсе не должно быть, и что, возникнув, они множатся и ширятся?
Да, это правда, Досточтимый, отвечали на то монахи.
И Учитель тогда выбранил их, говоря: «Поклепы и сплетни, братия, все равно что удары
острого меча, ибо способны мгновенно разорвать даже самые прочные дружеские узы! Кто им
внемлет, теряет друзей, как это случилось со львом и быком».
И, молвив так, Учитель поведал историю о прошлом.
В стародавние времена, когда в Варанаси правил царь Брахмадатта, Бодхисаттва17 обрёл свое земное существование, воплотившись в сына царя. Одолев все вершины премудрости в Такшашиле, царевич после кончины отца своего взошел на престол и правил в соответствии с дхармой.
Был о ту пору пастух, который пас коров на лесных пастбищах, и вот раз, возвращаясь с пастьбы,
он ненароком оставил в чаще стельную корову. Корова же та вошла в доверие к одной львице, и,
сдружившись, стали они ходить всюду вместе. В положенный срок корова разрешилась телком,
львица принесла львенка, и оба отпрыска оттого, что матери их водили
дружбу, тоже сделались большими друзьями; и стали неразлучны.
Увидал их как-то собиратель диких лесных трав и плодов. Подивившись их дружбе, собиратель
вернулся в Варанаси и со своими лесными дарами направился ко двору. Царь принял дары
и спросил:
Видел ли ты, почтенный, в лесу что-нибудь необычное?
Собиратель ответил:
Государь! Ничего необычного мне не вспоминается. Разве что приметил я, как вместе
в полном доверии друг ко другу бродили по лесу лев с быком!
Ежели третий появится с ними, не избежать несчастья! молвил
царь. Увидишь третьего тотчас же меня извести!
Да будет так, государь! отвечал собиратель.
Тем временем, пока собиратель был в Варанаси, пристал ко льву и быку один шакал. Собиратель же, когда воротился в лес, увидел его и, решив: «Пойду-ка расскажу царю, что явился к ним третий», отправился в город.
Шакал же помыслил: «Все я ел, все отведал, не пробовал только львятины да бычатины. Поссорю-ка я льва с быком и наемся досыта их плоти!» И, нашептывая одному: «Он говорил о тебе то!», а другому: «Он говорил о тебе это!», шакал ухитрился разъединить друзей и, поссорив льва и быка, привел их обоих к погибели.
Собиратель же, явившись к царю, молвил:
Государь, к тем двоим прилепился третий.
Кто таков? вопросил царь.
Шакал, государь, отвечал собиратель.
Наверняка, сказал царь, он поссорит их и приведет
к гибели. Мы найдем их уже мертвыми!
И говоря так, взошел царь на колесницу и, следуя путем, который указал ему собиратель,
достиг места затем только, чтобы найти льва да быка испустившими дух
в стычке друг с другом. Шакал же, ликуя, лакомился то львятиной, то бычатиной. Я узрев
тех двоих, распростившихся с жизнью, царь, нисходя с колесницы, пропел колесничему такие
стихи:
«Ведь не было ссор из-за самок у них
И пищу делили они, колесничий!
Но дружеских уз разрушенье искусно
Задумано было и сделано чисто!
Как меч острием входит в тело легко,
Легко клевета узы дружбы порвёт.
В итоге смотри! тварь презренная жрёт
И льва, и быка, что друзьями росли!
На смертном одре упокоится всяк,
Кто, этим подобно, поверив хуле,
С доверием станет внимать клевете,
Разрушивши дружбы священный союз!
Вкусит тот блаженство, подобно мужам,
Взнесенным на небо, кто, дружбу храня,
Не внемлет наветам, не верит хуле
Лишь тот, колесничий, счастливо живет!»
После этого царь, велев прихватить с собою львиную шкуру с гривой, клыки и когти, воротился в город.
И, завершая свое наставление в дхарме56, Учитель истолковал рассказ, так связав перерождения: «Царем в ту пору был я сам».