«Пес твой черный...» это сказал Учитель, пребывая в роще Джеты, о том, как действовать людям на благо.
Однажды монахи сидели в зале для слушания
дхармы56 и восхваляли достоинства
Десятисильного и то, сколько благ он несет людям:
Почтенные! Учитель старается принести
пользу многим людям. Он расстался с беззаботной жизнью и несет людям благо. Ведь когда
он достиг высшего просветления, он сам взял чашу для подаяния, прошел восемнадцать йоджан
до Варанаси и прочел первую проповедь пятерым монахам, своим былым
товарищам, так он запустил
колесо дхармы75. А на пятый день
того же месяца он рассказал им
сутру17 о том, что души не существует, и все они стали святыми.
Потом он пришел в Урубильву, показал
тамошним косматым подвижникам три с половиной тысячи чудес и обратил их в монашество.
Когда он на верхушке горы Гаи прочел им проповедь о том, что «все горит», тысяча
этих бывших подвижников тоже стали святыми.
А Великий Кашьяпа119!
Учитель прошел навстречу ему
три гавьюты, дал ему три наставления, дал посвящение.
А отпрыск рода Пуккусати! Учитель
после трапезы один прошел сорок пять йоджан, чтобы встретиться с ним, и дал ему плод
безвозвратности.
А Махакаппин! Учитель, чтобы его увидеть, прошел сто двадцать йоджан
и сделал его святым.
А лютый разбойник Пальцелом (о Пальцеломе cм. джатаки
Об Атапе по прозвищу "Опоясанный Пальцами"
и Большая джатака о
Сутасоме прим. ред.)! Учитель
после трапезы прошел тридцать йоджан, встретил его и сделал его тоже святым.
А Алавака! Учитель прошел путь в тридцать
йоджан, повстречал его, дал ему плод прорезавшегося слуха и избавил от страданий!
А как он три месяца прожил на
небесах Тридцати Трех богов118!
Тогда ведь восемьдесят миллионов богов постигли суть дхармы!
А как он побывал в
мире Брахмы5,
он избавил брахму по имени
Бака от вредных воззрений и сделал святыми десять тысяч брахм, обитателей того мира!
Что ни год, он обходит все области бытия и находит чем помочь каждому: одного побуждает
с верою и убеждением обрести прибежище в Будде, его Учении и общине; другого воодушевляет
принять обеты добронравия; а сколь многим помогает он вступить на путь и вкусить от плодов
его! Он ведь и о благе
нагов44, чудесных птиц и
других существ тоже непрестанно заботится!
Учитель пришел и спросил:
О чем это вы сейчас беседуете, монахи?
Монахи объяснили.
Неудивительно, монахи, что я действую на благо людей теперь, когда я уже достиг
высшего просветления. Я ведь и раньше, когда у меня еще были страсти, поступал
так же, произнёс Учитель и рассказал о былом.
Некогда, ещё в те времена, когда помнилась проповедь Истинновсепросветленного Кашьяпы73, в Варанаси правил царь Ушинара. Когда Истинновсепросветленный Кашьяпа возвестил четыре истины, множество людей освободилось от мирских привязанностей и вошло в град Нирваны4. Но много позже его ухода в нирвану учение его склонилось к упадку: монахи стали зарабатывать себе на жизнь двадцатью одним недозволенным способом, жениться на монахинях, растить детей; они забыли свой монашеский долг, а монахини долг монашек, миряне же и мирянки обязанности мирян и мирянок, брахманы11 обязанности брахманов... Мало-помалу люди обратились к десяти неблагим деяниям, а оттого все покойники стали возрождаться в адах31.
И когда царь богов
Шакра16 заметил, что
на небесах30
не появляется новых богов, он обратил взор на мир людей и увидел, что люди после смерти
стали попадать в ады и обретать иные
мучительные уделы. Так он понял, что Учение Просветленного пришло в упадок.
«Что же делать?» подумал он и нашел средство:
«Надо устрашить людей, запугать их. Когда люди перепугаются, можно будет дать им
надежду, а потом преподать дхарму и тем поддержать благое Учение, чтобы оно не забывалось
еще тысячу лет».
И он принялся за дело. Бога Матали он превратил в огромного черного пса так и назвал его Черным. Клыки у него были размером с банан, и из четырех передних клыков сыпались искры. Ростом он был с жеребца, а с виду свирепый и до того страшный, что беременным на такого лучше бы и не смотреть: они сразу бы выкинули. На шею псу Шакра надел гирлянду из красных цветов и держал его на пяти сворках, а на себя он накинул два оранжевых одеяния, волосы связал узлом на затылке и тоже нацепил красную гирлянду. В руках у него появился огромный лук с тугой тетивой цвета коралла и железная стрела с наконечником из алмаза. У него отросли длинные ногти, переменилось лицо.
Он уподобился лесному охотнику, опустился на землю в йоджане от города и трижды прокричал: «Гибнет мир, гибнет», всех тем перепугав; а когда подошел к самому городу, то опять закричал. Люди заметили пса, устрашились и укрылись в городских стенах. Доложили царю, что происходит. Царь велел спешно запереть ворота. Но Шакра попросту перескочил через стену высотою в восемнадцать локтей. Народ стал в ужасе разбегаться и запираться в домах. Черный бросался на каждого встречного и повергал людей в трепет. Так они приблизились к дворцу. Весь царский двор со страху заперся в крепости, сам же царь вместе с женами поднялся на башню. Тогда Черный встал на задние лапы, передними навалился на дверь и залился громким лаем. И лай его разнесся по всей Вселенной от Незыби до самой макушки бытия. (И всего-то случилось лишь трижды, чтобы чей-то голос заполнил весь мир: в истории о Пурнаке такое сумел сделать сам Пурнака, в истории о Бхуридатте царь нагов Судассана, а здесь Черный пес). Горожане были до того перепуганы, что ни один не решился заговорить с Шакрой.
Царь, однако, набрался мужества, отворил окно и окликнул Шакру:
Эй, охотник, почему твой пес лает?
Есть хочет!
Так я его накормлю.
Царь велел отдать псу всю еду, приготовленную для него самого и для челяди. Пес все
это мигом сожрал и снова залаял.
Царь повторил свой вопрос.
А Шакра в ответ:
Мой пес все еще голоден!
Собрали весь корм из слоновника и конюшней. Пес и его враз проглотил. Тогда собрали
все припасы по городу. Пес и их сожрал разом и залаял опять.
Это не пес, это же оборотень! ужаснулся
царь. Спрошу, зачем они к нам пришли.
И он спросил:
«Пес твой черный и свирепый,
Блещет белыми клыками
И готов порвать пять сворок.
На кого же он натаскан?»
Шакра ответил:
«Он не на зверей натаскан,
Не надейся, Ушинара.
Я спущу его со сворки,
Чтоб людей свести со свету».
И что же, охотник, пес твой всех подряд пожирает или только
врагов? спросил царь.
Только врагов, государь.
А кто его враги?
Всяк, кто дурно живет и рад беззаконию.
Назови таких нам, попросил царь.
И Шакра зловеще изрек:
«Если бритоголовые,
Милостыней живущие,
В рубище облаченные,
Станут дурными шраманы87,
Землю пахать надумают
Со сворки сорвется Черный.
Если, бритоголовые
В рубище облаченные,
От мира навек ушедшие,
Дурными станут монахини,
Поступятся целомудрием
Со сворки сорвется Черный.
Когда аскеты косматые,
С длинной верхней губою,
Что в голову пыль втирают,
А зубы чернят нарочно,
Станут ростовщиками
Со сворки сорвется Черный.
Когда ученые брахманы,
Что знают Веды и Савитри
И чин жертвоприношения,
Жертвовать станут за деньги
Со сворки сорвется Черный.
Когда родителей собственных,
Состарившихся и дряхлых,
Кормить сыновья откажутся,
Средства на это имея,
Со сворки сорвется Черный.
Когда родителей собственных,
Состарившихся и дряхлых,
Начнут обзывать глупцами
Со сворки сорвется Черный.
Когда с женою учителя,
С женами своих родичей
Или с родными тетками
Станут прелюбодеяниям
Бесстыдно все предаваться
Со сворки сорвется Черный.
Когда очерствеют брахманы,
Мечами вооружатся
И грабить начнут по дорогам
Со сворки сорвется Черный.
Когда светлокожим вдовам
Рожать не станет зазорно,
А их отродья откормленные
Займутся всякими плутнями
Со сворки сорвется Черный.
Когда устроители козней,
Притворщики и мошенники
В народе весьма умножатся
Со сворки сорвется Черный».
Вот наши враги, государь, сказал Шакра, а пес весь напружился, готовый броситься на грешников и пожрать их.
И тут, на глазах устрашенных людей Шакра подтянул пса за сворку к себе, сбросил личину
охотника и, приняв свой собственный облик, воспарил сияя,
над Землей.
Государь, я царь богов, Шакра сказал
он царю. Я явился сюда, ибо мир
гибнет. Все люди, что в эти дни умирают, шли против дхармы и потому попадают в ад, мир
же богов почти опустел. Отныне я знаю, что делать с врагами дхармы. Не будь легкомыслен.
Затем он прочел народу четыре драгоценные строфы, наставляя его в щедрости и добродетели.
Так Шакра поддержал Учение, пришедшее было в упадок, и дал ему силы продержаться еще тысячу
лет, а сам вернулся вместе с Матали к себе на Небеса.
Рассказав эту историю. Учитель повторил:
Как видите, монахи, я и прежде действовал на благо
людям.
И он отождествил перерождения:
Тогдашний Матали был
Ананда52, а Шакрой был я сам.