«Благообразный, безобразному...» это произнес Учитель,
пребывая в роще Джеты, о том, как действовать на благо людям.
Повод к этому был такой же, как в истории о большом черном псе.
На этот раз
Татхагата38
произнес: «Не только теперь, о монахи, но и прежде Татхагата
стремился принести людям благо» и рассказал о былом.
Некогда в Варанаси36 правил
царь Брахмадатта. Бодхисаттва15 тогда
был Шакрой.
В ту пору некий колдун повадился по ночам блудить: ведовским заклинанием он открывал
себе за полночь путь на женскую половину дворца варанасийского царя и прелюбодействовал
с его главной супругой.
Прислужницы о том дознались, да и сама она пришла к царю и повинилась:
Государь, за полночь является ко мне в опочивальню неизвестный мужчина и силою берет
меня.
А ты бы не могла оставить на нем метку, чтобы его нам уличить?
Попытаюсь, государь, и царица велела поставить в опочивальне чашку
с киноварью.
Ночью, когда колдун, натешившись с нею, собрался уходить, она смочила руку в киновари
и отпечатала прямо на его спине всю пятерню. Рано утром об этом дали знать царю.
Царь призвал сыщиков:
Ищите человека с красным отпечатком пятерни на спине.
Увидите хватайте.
А колдун, блудя по ночам, дни проводил у погребальных кострищ: стоял там на одной ноге,
как солнцепоклонник. Царевы сыщики углядели его и окружили.
Видать, о моих проделках стало известно, сообразил колдун,
прошептал заклинание и взлетел в воздух.
Сыщики воротились к царю ни с чем.
Ну что, разыскали его? спросил тот.
Да, разыскали.
Кто же он?
Подвижник какой-то, государь.
Раз колдун ходил днем в подвижничьем рубище, они его подвижником и сочли.
А царь это принял на веру, и гнев его пал на всех подвижников:
Ишь ты, днем святых из себя строят, а по ночам блудить вздумали!
Он велел под бой гонгов объявить повсеместно:
Пусть все подвижники убираются из моего царства. А если кто из них попадется
мне на глаза предам казни!
И вот из Кашийского царства, простершегося на триста йоджан12, подвижники побежали в соседние государства и их столицы, и не осталось во всей стране ни единого преданного дхарме56 шрамана87 или брахмана11, никого, кто мог бы преподать народу благое наставление. Без наставлений народ огрубел, позабыл о щедрости и о нравственности, и умиравшие стали все попадать в ад31 и иные дурные места19, на небесах30 же никто после смерти уже и не возрождался.
«В чем дело?» озаботился
Шакра16, не встречая новых богов,
и выяснил причину. Оказалось, это царь Варанаси рассердился на колдуна и понапрасну
распространил свой гнев на всех подвижников, изгнал их из своего царства.
«Ну что ж, решил Шакра, некому, кроме
меня, разубедить царя Варанаси. Если я возьму это дело на себя, я облагодетельствую и царя,
и всех жителей царства».
Он перенесся к подножию горы Нандамулы, где обитала община просветленных-для-себя,
и воззвал:
Почтенные! Я прошу отправиться со мною одного из вас. Нужно, чтобы он был
уже в летах. Я хочу вразумить обитателей царства Каши.
Сам старейшина общины согласился помочь ему.
Они вместе перенеслись в город Варанаси.
Тут Шакра обернулся молодым брахманом необычайной красоты. Вдвоем они трижды прошли
по городу из конца в конец. Просветленный шел первым, а Шакра за ним и нес
его чашу и покрывало. Остановившись перед дворцом, Шакра воспарил над землею, молитвенно
сложил руки над головою и поклонился старцу.
Доложили царю:
Государь! Неизвестный юноша-брахман, очень красивый, привел сюда шрамана,
а сам парит в воздухе перед вратами дворца.
Царь встал с трона, выглянул в окно и спросил:
«Благообразный, безобразному
Зачем ты кланяешься, юноша?
Ужели превосходит он тебя?
Как звать тебя и как его, ответь!»
Государь, отвечал Шакра, шраманы заслуживают столь великого почтения, что я не смею произнести вслух его имя, могу только назваться сам. О государь! Цари не вправе знать ни имени, ни рода просветленных. Свое же имя я назвать могу: Я Шакра, небожителей владыка.
Тогда царь спросил:
«Коль, видя добронравного монаха,
Почтенье искренне ему окажешь,
Что доброго с тобой по смерти будет?
Ответь мне на вопрос, о небожитель!»
Шакра ответил:
«Кто, видя добронравного монаха,
Почтенье искренне ему окажет
Заслужит тот при жизни похвалу,
А после смерти возродится богом».
Речь Шакры побудила царя переменить свое мнение о подвижниках, и он радостно произнес:
«Сегодня у меня счастливый день,
Я повстречал небесного владыку!
Узрев тебя и шрамана, о Индра,
Я совершу немало добрых дел!»
Шакра одобрил решение:
«Отлично! Почитай же тех, кто мудр,
Кто много думал и немало знает.
Узрев меня и шрамана, о царь,
Ты совершишь немало добрых дел!»
А царь заключил:
«Отныне, безгневен и светел в душе,
Я щедро гостей одарять своих буду,
Гордыню оставлю и стану приветлив.
Я внял твоей речи, о царь-небожитель».
Он вышел из дворца и почтительно склонился перед просветленным. А тот воспарил в воздухе,
сел, скрестив ноги, и наставил царя:
Государь, не путай колдунов и подвижников! Тебе следует знать, что
свет не без добродетельных шраманов и брахманов. Приноси дары, блюди обеты,
следуй обрядам постного дня.
Шакра же, сменив личину брахмана на свой истинный божественный облик, дал наказ
горожанам:
Отныне вы должны образумиться.
Он велел под бой гонгов объявить повсеместно: «Пусть возвращаются в царство
шраманы и брахманы, бежавшие на чужбину».
С тем они и покинули город. Царь же не отступал от полученного наказа и творил благие дела.
Закончив это наставление, Учитель изъяснил арийские истины, а затем отождествил перерождения: «Просветленный тогда же упокоился, царём был Ананда52, а Шакрой я сам».