В то время Победоносный пребывал в городе Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада. Тогда в той стране жена одного домохозяина родила дочь. Девочка отличалась от других детей благородным обликом и необычайной красотой. И на свет она появилась, окутанная мягкой белой материей. Родители очень удивились этому и показали дочь гадальщику. Гадальщик, посмотрев на девочку, установил, что она отмечена знаком великой благой заслуги, и нарек ее Гармо, что означает «Белая».
Девочка Гармо росла, и вместе с этим увеличивалась в размере материя,
покрывавшая ее тело. Когда девочка выросла, то многие жители той местности хотели взять ее
в жены. Отец с матерью, подумав о свадебных украшениях для дочери, обратились к мастеру и
заказали ему золотые и серебряные украшения. Увидев заказанные украшения, дочь спросила
родителей:
А это для чего?
Это твои свадебные украшения, отвечали те.
Но я хочу вступить в монашество и не собираюсь замуж, сказала
им дочь.
Родители согласились с желанием дочери и тут же достали материю, собираясь шить монашеское
одеяние.
Для чего эта материя? спросила тогда дочь.
Шить тебе монашеское одеяние, ответили ей родители.
У меня есть монашеское одеяние, и ничего не требуется шить, сказала та и
продолжала: Отведите меня туда, где пребывает Победоносный.
Хорошо, согласились родители, пойдем к
Победоносному.
Они направились к месту пребывания Победоносного и, придя туда, поклонились ему в ноги.
Прими дочь в монашество, попросили они.
Подойди во благе! повелел тогда Победоносный.
И тут же волосы
на голове девушки сами собой сбрились, а белая одежда на теле девушки превратилась в оранжевое
монашеское одеяние.
Победоносный поручил девушку монахине
Праджапати128, и новая
монахиня, усердно прилежая, вскоре достигла архатства.
Тогда Ананда спросил Победоносного:
Что за благую заслугу обрела в прежних рождениях монахиня Гармо,
если она родилась в семье домохозяина, на теле ее было белое одеяние, а вступив в монашество,
быстро достигла архатства?
И поведал тогда Победоносный Ананде следующее. Это было давным-давно, когда в мир пришел будда Сокьеп. Вместе со своими учениками он прибыл творить пользу живым существам, и все местные люди щедро совершали пожертвования этому будде. В то время один монах во имя блага многочисленных живых существ призывал всех людей этой местности выслушивать от будды Учение и приносить ему дары. В той местности, жила очень бедная женщина, которую звали Диника. Она с мужем ничего не имела, кроме куска ткани, служившего им одеждой. Когда мужу нужно было идти по делу, то он набрасывал на себя этот кусок ткани, а жена сидела голая, в куче травы. Когда же нужно было идти жене, то она надевала ткань, а муж сидел голый в куче травы.
Как-то раз этот монах, который стремился сотворить всем пользу, подошел
к дверям бедняков и столкнулся там с той женщиной.
Сходи поклониться будде, сказал он, и сделай
ему пожертвование.
Затем монах, восславив достоинства дарения, указал на пагубные плоды скупости.
Он рассказал также о том, как редки случаи появления в мире будд, о том, как редко
выпадает возможность выслушать Учение, о том, как трудно обрести человеческое рождение
(шанс встречи
с Дхармой см. здесь прим. ред.).
И добавил:
Иди и выслушай Учение.
Та женщина сказала:
Достопочтенный, подожди немного. Я скоро вернусь.
После этого она вошла в свою хижину и обратилась к мужу с такими словами:
У дверей стоит монах. Он говорит, чтобы мы пошли поклониться будде,
выслушали Учение и поднесли будде подарок. В прежних рождениях, сказал, он, мы не подносили
даров, вот и стали такими бедными. Ныне же нам следует что-нибудь сделать ради будущих
рождений.
Муж ответил на это:
Следует поднести ему подарок, однако мы бедны, и у нас ничего нет.
Какой же подарок мы можем сделать?
Тогда жена сказала:
В прежних рождениях мы не подносили даров, оттого и в этой жизни так
бедны. Если и сейчас дара не сделаем, то до чего же дойдем в будущем рождении? Я сделаю
подарок, разреши мне.
Муж подумал: «Может быть, она что-нибудь припрятала» и ответил:
Делай подарок.
Тогда жена сказала:
Я с радостью поднесу в дар наш кусок материи.
Мы, кроме этого куска материи, ничего не имеем, возразил
муж, если мы его подарим, то никуда не сможем выйти. Как же станем
добывать пропитание?
Но жена сказала:
Человек рождается и умирает. Если дара не сделаем умрем, сделаем
дар также умрем. Но если сделаем подарок, то хоть будем иметь надежду
на лучшее в следующем рождении. Сделав подарок, и умереть легче.
Делай подарок, хоть и с неудовольствием, но разрешил муж.
Тогда жена, выглянув наружу, сказала монаху:
О достопочтенный, зажмурься ненадолго. Я вручу тебе дар.
Если ты вручаешь дар, произнес монах, то вручай
его открыто, двумя руками, а я произнесу благословение дарению.
Кроме этой материи на теле, у меня ничего нет, отвечала
женщина, нет у меня другого платья, чтобы выйти, а на нечистое женское
тело смотреть негоже. Поэтому я вручу подарок, не выходя из хижины.
И с этими словами она сняла с себя в хижине кусок материи и вручила его монаху.
Монах, произнеся благословение дарению, взял эту материю и пошел туда, где пребывал будда.
Когда он подошел к Победоносному, тот сказал монаху:
Дай материю, поднесенную женщиной!
Монах вручил ту материю будде, и Победоносный принял ее обеими руками.
Люди из царской свиты, находившиеся в то время около будды, с презрением
подумали: «Будда взял в руки эту старую и дурно пахнущую материю». Победоносный,
зная мысли людей из многочисленной свиты, сказал:
По-моему, все подарки свиты уступают этому чистосердечному дару.
Многочисленная свита, пришла в изумление, а супруга царя, сняв свои
одежды и украшения, послала их той женщине. Царь также снял свои одежды и украшения и послал
их ее мужу, приказав, чтобы оба супруга прибыли в его свиту.
Будда Сокьеп изложил многочисленным окружающим Учение, отчего большинство обрело освобождение
от мук сансары.
И сказал потом Победоносный Ананде:
В той жизни, в то время, та бедная женщина и была нынешней монахиней
Гармо. Подарив в то время кусок материи, она в течение девяносто одной кальпы постоянно
рождалась одетой в материю, не знала бедности, и всего у нее было в достатке. Услышав святое
Учение от того будды, она выразила желание обрести полное освобождение. Сейчас, встретившись
со мной, она обрела архатство. Поэтому ты также, внимая Учению и творя дары, прилежай изо всех
сил.
Многочисленная свита, услышав эти слова Победоносного, истинную радость испытала.