Шамбала-клуб  | конференция «Мир Света»  | Духовный Мир |  Вечный Закон

список джатак |  главная | примечания № 2

Так было однажды услышано мною* – так обычно начинаются истории о перевоплощениях Будды.

  1. Победоносный – эпитет, прилагающийся к земным буддам, т.е. к буддам, выступавшим проповедниками Учения.
    К тексту джатаки

  2. Магадха – древнеиндийское царство, основное место деятельности Будды Гаутамы.
    К тексту джатаки

  3. Буддство – см. будда (см. примеч. 13).
    К тексту джатаки

  4. Нирвана с остатком бытия – прижизненная нирвана (см. примеч. 7), когда существо, освободившееся от влияний клеш (страстей, загрязняющих ум) и обретшее духовное пробуждение, сохраняет еще скандхи (составные конституирующие элементы и факторы существования).
    Конечная нирвана – нирвана, которая достигается существом, обретшим духовное пробуждение, после его физической смерти, когда исчезают и скандхи.
    К тексту джатаки

    Подробнее о Нирване: «...После завершения прохождения четырёх ступеней Верхнего Мира Без-Форм можно достичь Окончательного Освобождения, состояния, называемого Искоренением Познания и Опыта, то есть Мира Великого Полного Разрушения Мирских Желаний.
    Если Вы дочитали до этого места, то у вас может возникнуть вопрос: «Почему есть и Нирвана, и Маха Нирвана?»...»

  5. Мир Брахмы (Cвятые Небеса) – небесный мир богов, где царит Брахма.
    К тексту джатаки

    Подробнее о Мире Брахмы: «...Во-первых, основой самого нижнего мира, принадлежащего Верхнему Миру Форм, является Святая Любовь. Святая Любовь означает желание духовного роста каждой душе после уничтожения своих собственных мирских желаний. К этому миру относятся четыре уровня небес...
    ...Небеса Святой Любви в Верхнем Мире Форм – Святые Небеса...
    ...Цель Спасения Иисуса Христа заключалась в том, чтобы привести все живые существа на эти Святые Небеса...»

  6. Поворот колеса Закона (Учения Татхагат) – рапространение Закона, его проповедь.
    К тексту джатаки

    Сутра о Повороте Колеса Закона: «...Когда Бхагаваном было запущено колесо учения, земные боги провозгласили: «Сейчас Бхагаваном в Варанаси в Оленьем парке, в местечке «Падение пророков» запущено колесо учения, остановить его не сможет ни шраман, ни брахман, ни бог, ни Мара, ни Брахма и никто в мире»...»

  7. Нирвана – основной метафизический термин буддизма, обозначающий высшее, запредельное существование духовного бытия.
    К тексту джатаки

    Подробнее о Нирване: «...Таким образом, я объяснил разницу между тремя видами нирваны: Нирваной, Маха Нирваной и Маха Бодхи Нирваной...»

  8. Три колесницы – три пути спасения:

    К тексту джатаки

    Подробнее о Трёх Колесницах на Шамбала-клубе: «...В буддизме существует Три Колесницы, а именно Хинаяна, Махаяна и Тантра-Ваджраяна. Любую Колесницу можно сравнить с путем, ведущим к Абсолютной Свободе, Счастью и Радости. Хинаяну, первую Колесницу, можно сравнить с путем, ведущим к личному Просветлению. Отказ от мирской жизни и всего того, что влияет на личность, приведет человека к Просветлению. Вторую Колесницу, Махаяну, можно сравнить с путем, требующим уничтожить основные эгоистические привязанности, жертвуя собой ради всех живых существ. В Махаяне человек желает сохранить свое первоначальное состояние, живя в мирской жизни, тогда как в Хинаяне человек пытается приобрести стабильность ума, будучи оторванным от мира. Человек, практикующий Махаяну, получит более высокие результаты, чем человек, практикующий Хинаяну, тем не менее, чтобы достичь их, потребуется сотни тысяч человеческих жизней. Третья Колесница, Тантра-Ваджраяна, является не только самым быстрым, но и самым совершенным способом достичь цели Махаяны, для чего понадобится только одна человеческая жизнь...»

    Подробнее о Трёх Колесницах на сайте "Духовный Мир" : «...Другими словами, души, которые в течение огромного периода времени получали опыт не только высших, но и других миров Мира Страстей, не добьются посредством этой практики чего-то особенного, поскольку одна и та же практика, в зависимости от качества и зрелости души, приводит к различным результатам.
    Далее происходит все большее и большее смешение душ - тех, которые поднялись снизу, и тех, которые пришли сверху. Когда появляются всевозможные различные слои и классы, происходит переход к периоду Сохранения. Душа, которая приходит как Спаситель в Мир Людей в период Сохранения, проповедует Махаяну - Большую Колесницу. ..»

  9. Кальпа – это период времени, который начинается с создания Вселенной, продолжается во время её разрушения и заканчивается полной пустотой в пространстве. Одна кальпа подразделяется на Период Возрождения, Период Поддержания, Период Восстановления и Период Пустого Пространства.
    К тексту джатаки

    Подробнее о кальпе: «...Здесь вы могли обратить внимание, что продолжительность жизни на Шестом Небе соотносима со временем существования Земли. Она составляет около половины или четверти периода существования Земли. А если исходить из того, что время от создания до разрушения вселенной равно продолжительности жизни на Святых Небесах, то нельзя не заметить, что эти цифры довольно интересны...»

  10. Джамбудвипа – 

    К тексту джатаки

  11. Брахман – член высшего сословия (варны) в древней Индии.
    К тексту джатаки

  12. Йоджана – мера длины в древней Индии, протяженность которой варьировалась от 5 до 16 км.
    К тексту джатаки

  13. Будда (Пробужденный) – тот, кто обрел высшую истину и достиг нирваны, буддство – состояние будды, качества будды.
    К тексту джатаки

    Цитируемый документ «ЖИЗНЬ СИДДХАРТЫ ГАУТАМЫ»: «...Когда невежественные люди видят, что кто-то стар, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды и они состарятся. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной молодостью.
    Когда невежественные люди видят кого-либо больного, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды они и сами заболеют. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной здоровьем.
    Когда невежественные люди видят умершего, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды они и сами умрут. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной жизнью...»

    Цитируемый документ «Будда Шакьямуни»: «...До 29 лет принц прожил во дворцах своего отца. Позже Будда рассказывал ученикам об этих днях: "Монахи, я жил в роскоши, в предельной роскоши, в полной роскоши. У моего отца в нашем дворце были даже лотосовые пруды: в одном из них цвели красные лотосы, в другом белые лотосы, в третьем голубые лотосы, все ради меня. Я использовал сандаловое дерево только из Бенареса. Мой тюрбан был из Бенареса, моя туника, нижняя одежда, и накидка тоже. Надо мной днем и ночью держали белый зонт, чтобы защищать меня от холода, жары, пыли, грязи, и росы...»

  14. Шлока – стих, строфа стиха.
    К тексту джатаки

  15. Бодисаттва – 

    К тексту джатаки

    Подробнее об образе жизни Бодисаттвы: «...Существует такой обет: «Я делаю свои страдания своей радостью, я делаю страдания других своими страданиями». Понять значение этого обета сразу довольно трудно. Но по мере того, как вы будете много раз подряд повторять его, вы поймете, что это - одно из лучших учений Будды.
    Ну, а что нужно делать, чтобы быть способным выполнять эти четыре практики? Когда мы сможем смотреть на самых дорогих и самых ненавистных людей с беспристрастием, тогда и можно будет сказать что началась эта практика Бодисаттвы...»

  16. Индра (Шакра, Способный Бог) – это правитель небес Мира Страстей (то есть небес Сансары). Он очень мудр и обладает превосходным терпением.
    К тексту джатаки

    Подробнее об Индре: «...Эти Небеса, относяшиеся ко Второму Небу, состоят из центрального бога, имя которого Способный Бог, и четырех групп по восемь богов, расположенных в четырех основных направлениях (всего 33 бога).
    Боги Первого Неба живут у подножия Горы Совершенства (горы Меру), а боги Второго Неба живут на её вершине...
    ...Небеса 33-х Богов и Небеса Вырожденного Сознания находятся в постоянной борьбе друг с другом, пытаясь доказать свое превосходство...»

  17. Сутра – название священного текста, содержащего, наставления (поучения, проповедь) Будды Гаутамы.
    К тексту джатаки

    Большое собрание сутр в библиотеке сайта "Духовный Мир"

    Сутры на Шамбала-клубе

  18. Сансара (Мир Явлений, Мир Страстей, Мир Желаний) – реальный мир физического существования (cм. прим. 22), непрерывная цепь перерождений живых существ, что является, согласно буддизму, источником страдания.
    К тексту джатаки

    "Вечный Закон" о строении вселенной:  «...Вся Вселенная может быть подразделена на четыре мира, а именно: Мир Страстей, Мир Форм, Мир Без-Форм и Мир Великого Полного Разрушения Мирских Желаний (Маха Нирвана). Мир Страстей, включающий в себя и тот мир, в котором мы живём сейчас, – это мир, состоящий из грубой субстанции, где доминирует Тепло....»

    Подробнее о цепи перерождений - материалы сайта "Духовный Мир": «...В этой мы статье рассмотрим Круговорот Бытия и перевоплощение. В буддийских писаниях имеются недостаточно ясные описания мира животных, мира богов и невежества. Поэтому мы остановим свое внимание и на них. ...»

  19. Меру – название мифической горы буддийской космогонии. Эта гора была создана с появлением вселенной и превратится в пепел только при разрушении вселенной. Вот почему она называется Горой Совершенства. Она находится в центре вселенной, и от нее, как лепестки лотоса, расходятся мифические континенты (четыре или семь).
    К тексту джатаки

    "Вечный Закон" о возникновении Горы Совершенства: «...Субстанции низшего качества формируют материк, центром которого является Гора Совершенства....»

  20. Пять рек – вероятно, имеется в виду пять великих рек мифического континента Годанья.
    К тексту джатаки

  21. Четыре моря – моря, омывающие четыре мифических континента буддийской космогонии.
    К тексту джатаки

  22. Мир чувственных ощущений – Cансара (или Мир Явлений, или Мир Страстей, или Мир Желаний). Собирательное название для шести миров: К тексту джатаки

    Подробнее о мирах Сансары: «...Мир Страстей состоит из шести частей. Их названия снизу вверх: Ад Ужасных Страданий, Мир Животных, Мир Низших Духов, Мир Людей, Небеса Вырожденного Сознания (Небеса Хитрости и Интриг) и Небеса Игривого Вырождения (Небеса Преобразования Заслуг в Исполнение Желаний). Чем выше мы поднимаемся в этих мирах, тем меньше становится страданий и больше радости...»

  23. Мир чистых форм (Святые Небеса) – обитель, освободившихся от уз сансары духовных существ высшей категории, например анагаминов (см. примеч. 54), включающих и ряд богов; располагается над шестью низшими божественными мирами.
    К тексту джатаки

    Подробнее о сознании Святых Небес:  «...Во-первых, основой самого нижнего мира, принадлежащего Верхнему Миру Форм, является Святая Любовь. Святая Любовь означает желание духовного роста каждой душе после уничтожения своих собственных мирских желаний. К этому миру относятся четыре уровня небес...
    ...Небеса Святой Любви в Верхнем Мире Форм – Святые Небеса...
    ...Цель Спасения Иисуса Христа заключалась в том, чтобы привести все живые существа на эти Святые Небеса...»

  24. Чакравартин (Вселенский монарх) – высшее состояние, которое может обрести мирянин в результате своих безмерных благих заслуг. Семь драгоценных атрибутов Чакравартина – см. прим. 105.
    К тексту джатаки

  25. Мара (дьявол) – злой дух, мешавший Будде Гаутаме и его последователям идти по пути просветления.
    К тексту джатаки

    Подробнее о дьяволе: «...Короля Мира Страстей зовут Мара, Небо Гибели. Другое значение Мары – Дьявол. Он обладает всеми божественными способностями и непомерно большими страстями, которые удовлетворяет вволю. Он также удовлетворяет желания других существ, благодаря чему получает власть над ними. Невозможно попасть на Святые Небеса, не преодолев Мары...»

    Как Мара управляет сознанием людей:  «...Внешним дьяволом называется Правитель Шестого Неба Мира Страстей и его имя – Мара. Внутренний дьявол – это работа сознания, направленная на исполнение мирских желаний. Снабжая нас материальными благами, дьявол скрывает от нас Закон кармы и затягивает нас в Мир Страстей...
    ...Слово «дьявол» имеет одно и то же значение в христианстве и буддизме. Дьявол управляет смертью и правит нами с помощью страха смерти, или наоборот, давая нам жизнь, радость существования, он привязывает нас к мирским желаниям...»

  26. Махешвара – один из эпитетов Шивы; божество шестого мира чувственных ощущений; одно из прежних воплощений Будды Гаутамы.
    К тексту джатаки

    Подробнее о небесах Сансары: «...Небеса, называемые Небесами Преобразования заслуг в Исполнение Желаний или Небесами Игривого Вырождения, подразделяются на шесть основных Небес...»

  27. Три мира –  К тексту джатаки

    Подробнее о структуре вселенной: «...Вся Вселенная может быть подразделена на четыре мира, а именно: Мир Страстей, Мир Форм, Мир Без-Форм и Мир Великого Полного Разрушения Мирских Желаний (Маха Нирвана)...»

  28. Благая заслуга – результат доброго деяния формирующего хорошую карму для живого существа.
    К тексту джатаки

    О благодеяниях на сайте "Духовный Мир": «...При этом люди, накапливающие заслуги делятся на тех, кто реализуют свои желания, и тех, кто не хочет этого делать. Это происходит по двум причинам. Первая - это возможность отдать накопленную Заслугу для блага других. Это - путь Махаяны. Практикующие Махаяну постоянно накапливают заслугу, но у них отсутствуют всякие желания, так что стремления или намерения с легкостью материализуются.
    Другая причина: если у Вас слишком много желаний при небольшом количестве заслуг, то душа не концентрируется на одной цели и заслуга растрачивается по пустякам. ...»

  29. Мир Людей – один из шести миров Сансары. Остальные пять: К тексту джатаки

    Подробнее о мирах Сансары: «...Итак, шесть миров, а именно Миры Ада, Голодных Духов, Животных, Людей, Асуров и Небес, действительно существуют, независимо от того, верим мы в это или нет. Возможно, кто-то выразит сомнение:«Почему вы утверждаете, что они существуют?»
    Причина в следующем. Мир Людей – это проекция шести миров Мира Страстей. Если – а это так и есть – миры, начиная с Ада и кончая Небесами, существуют, то в Мире Людей должны существовать их проекции, ведь так? Иначе говоря, Мир Людей должен быть миниатюрной копией шести миров Мира Страстей, но с преобладанием человеческих характеристик. ...»

  30. Мир богов – один из шести миров сансары.
    К тексту джатаки

    Подробнее о небесах Сансары: «...Небеса, называемые Небесами Преобразования заслуг в Исполнение Желаний или Небесами Игривого Вырождения, подразделяются на шесть основных Небес...»

    "Вечный Закон" о мире богов: «...При помощи Тамаса, энергии невежества, были созданы Мир Животных и Небеса Преобразования Заслуг в Исполнение Желаний (Небеса Игривого Вырождения), мир самоудовлетворения, порожденный невежеством...»

  31. Ад живых существ – один из шести миров сансары.
    К тексту джатаки

    "Вечный Закон" о мире ада: «...Буквально Мир Ада переводится как Ад Ужасных Страданий, и его подразделяют в общих чертах на три части...
    ...Первый – ад, в основе которого лежит злоба...
    ...Второй – это Холодный Ад, который создан накоплением кармы бессердечия...
    ...В третий ад попадают люди, которые совершают убийства множества живых существ ради своего собственного существования...»

  32. Прета – низший дух, имеющий вид страшного чудовища; мир претов – один из шести миров сансары.
    К тексту джатаки

    "Вечный Закон" о мире претов: «...Третий мир снизу – это Мир Низших Духов. Это мир, куда попадают души, у которых сильна карма жадности. Он находится между Миром Животных и Миром Людей...
    ...Мир Низших духов сформирован существами с двумя типами работы сознания.
    Первый вид – это те, кто имеет желания и страсти. Однако их особенности ещё не достаточно четко определены, чтобы соответстовать, например, Миру Животных или Миру Людей.
    Второй вид существ также имеет желания, но эти существа предпочитают мир образов конкретному миру...»

  33. Мир животных – один из шести миров сансары.
    К тексту джатаки

    "Вечный Закон" о мире животных: «...если существа Мира Животных и перерождаются в более высоких мирах, то они делают это не осознанно, а пассивным способом. То есть только те, кто обладает хорошей кармой, могут вырваться из этого мира...
    ...Величие Будды Сакьямуни ощущается и в том, что он не говорил о перерождении в Мире Животных, а использовал выражение «животное происхождение»...»

  34. Шудходана (Судоданна) – имя царя, точнее, племенного вождя Шакьев, отца Будды Гаутамы.
    К тексту джатаки

  35. Махамая – имя матери Будды Гаутамы.
    К тексту джатаки

  36. Варанаси – центр области Каши в древней Индии (нынешний Бенарес).
    К тексту джатаки

  37. Риши – святой, обладающий сверхъестественными (парапсихическими) способностями.
    К тексту джатаки

  38. Татхагата – «пришедший как должно« (т.е. достигший цели или просветления) – высший из эпитетов будд, часто прилагавшийся к Будде Гаутаме.
    К тексту джатаки

  39. Пять качеств тела божества – долгожительство, благоухание, красота, радостность, отсутствие болезней.
    К тексту джатаки

  40. Вишвакарма – ведийское божество, демиург вселенной, сотворивший телесный мир.
    К тексту джатаки

  41. Восемь форм освобождения – восемь степеней медитации, когда освобождение достигается: сознанием омерзительности субъективных желаний; через невозникновение субъективных желаний; в реализации постоянного состояния свободы от всех желаний и т.п.
    К тексту джатаки

  42. Три мира чувственных ощущений – подземный мир, земной мир, низший небесный мир.
    К тексту джатаки

  43. Три драгоценности – Будда Гаутама, учение Будды, монашеская община Будды (Будда, Закон, Санга).
    К тексту джатаки

  44. Наги – «змии», драконы, мифические существа, обитатели подземного мира, рек, озер, водоемов, которых представляют в виде полузмей-полулюдей.
    К тексту джатаки

    Подробнее о Нагах: «... Прислуживающие боги Неба Свободных Метаморфоз, Управляющего Небосводом, – Наги (драконы). Они могут изменять свою форму по желанию...
    У Нагов тоже есть прислуживающие боги – это белые драконы или белые змеи, которые забавляются, играя на больших деревьях Нага...»

  45. Якши –  К тексту джатаки

  46. Асуры – боги, существа мира асуров, обитающие у основания горы Меру и враждующие с богами вторых небес Сансары.
    К тексту джатаки

    О мире Асуров: «...Вначале Раджасом, энергией тепла, были созданы Ад и Мир Асуров (Небеса Непьющих Богов, или Небеса Вырожденного Сознания), мир, в основе которого лежит борьба...»

    О мире Асуров: «...Пятый мир (в Мире Страстей) – Небеса Вырожденного Сознания (Небеса Хитрости и Интриг). В наше время много говорят об НЛО; мы должны рассматривать тех, кто передвигается на НЛО, как души из этого мира. На Небесах Вырожденного Сознания высоко развита наука. То, что здесь необходимо, - это чистая логика и положительное отношение к тому, что вы признаёте в собственной системе ценностей...
    ...Живущие здесь негативно настроены к другим и замкнуты. Каждый из них, однако, является очень талантливым специалистом в своей области....
    ...Описание Небес в поздней части Ветхого Завета точно совпадает с характеристикой этих Небес Вырожденного Сознания...»

  47. Восемь классов живых существ – согласно лотосовой сутре это К тексту джатаки

    О Гандхарвах: «...Прислуживающие боги Сильного Королевства – Гандарвы (санкр. Гандарвы – полубоги музыки, живущие в запахе цветов), которые отвечают за музыку и носят одежду из перьев, как птицы...»

  48. Шравасти –  столица могущественного древнего индийского государства Кошалы, где Будда Гаутама пробыл много лет. Теперь это место называется Сарнатх.
    К тексту джатаки

  49. Анантхапиндада (Анатхапиндика) – имя богатого домохозяина, горячего приверженца Будды Гаутамы.
    К тексту джатаки

    Подробнее об Анатхапиндаде: «...После пожертвования монастыря в роще Джета Анатхапиндика приходил туда три раза в день: рано утром, после завтрака и вечером – чтобы сделать что-нибудь на благо общины и принести пожертвования. В связи с тем, что он продолжал делать большие пожертвования каждый день и продолжал заниматься служением Будде и общине, его сбережения значительно уменьшились...»

  50. Тройное монашеское одеяние – род короткой юбки от пояса до колен; род кофты из белого материала вместо рубашки, которая иногда заменяется просто куском полотна; ламский халат, коричневый у низших монахов и желтый у высших.
    К тексту джатаки

  51. Патра – чаша для сбора подаяния, атрибут буддийского монаха.
    К тексту джатаки

  52. Ананда – имя ученика Будды Гаутамы, который, по преданию, на первом буддийском соборе в Раджагрихе, состоявшемся вскоре после смерти Будды, продиктовал все проповеди Будды по вопросам вероучения и этики, составившие раздел сутр буддийского канона. Отсюда начало всех сутр: «Так было однажды услышано мною».
    К тексту джатаки

    Подробнее об Ананде, а также о драматическом периоде его жизни: «...Ананда, также как и Шакьямуни, дал в прошлом обет достичь состояния будды. По "Саддхармапундарика-сутре", они приняли это решение одновременно, но Шакьямуни суждено было достичь раньше, Ананде же предстоит стать буддой в будущем...»

  53. Архат – термин, обозначающий того, кто достиг Махамудры (дословно махамудра – «большая пустота».) Это конечная цель духовной практики системы Хинаяны или Малой Колесницы.
    К тексту джатаки

    О состоянии архата - на сайте "Духовный Мир": «...– Прежде всего, не могли бы вы вкратце охарактеризовать, почему прекрасно достижение Махамудры?
    – Во-первых, освобождаешься от мирских желаний. Во-вторых, практикующий обретает Божественные силы.
    – Не могли бы вы подробнее рассказать о факторах достижения Махамудры или же о явлениях, которые сопровождают процесс достижения?..»

    О Махамудре на Шамбала-клубе:  «...Короче говоря, поначалу приходишь к Махамудре посредством практики отрешения, путём отбрасывания себя. Затем от Махамудры переходишь на путь Махаяны. Затем, если на этом пути Большой Колесницы хочешь быстро вести существа к Просветлению с точки зрения альтруизма, то, как я уже сказал, наиболее быстрым путём к этому будет соответствующее учение о Каналах, Ветре и Капле Души...»

  54. Анагамин – «тот, который не возвращается» существо, освободившееся от уз перерождения и пребывающее над низшим миром богов (в мирах, более высоких ,чем шесть небес сансары), – «в мире чистых форм или в мире отсутствия форм. См.примеч. 5, 23.
    К тексту джатаки

  55. Небо Тушита –  четвёртые небеса мира страстей (сансары), где пребывают будущие земные будды.
    К тексту джатаки

    "Вечный Закон" о небесах Тушита: «...Четвертое Небо называется Небесами Неравнодушия. Для того чтобы родиться на этом небе, вы должны обладать Четырьмя Великими Неизмеримыми Состояниями Души – Святой Любовью, Святым Состраданием, Святой Похвалой и Святым Безразличием, даже если у вас и есть мирские желания. Это то место, где получил перевоплощение богач Анатхапиндика, который очень много жертвовал Божественному Мудрецу из рода Сакья...»

  56. Дхарма (Дамма) –  К тексту джатаки

  57. Чортен, чортон или ступа – буддийский памятник установленной формы, воздвигаемый над мощами, или в честь какого-либо святого, или в ознаменование какого-либо религиозного события.
    К тексту джатаки

  58. Майтрея – грядущий земной будда, пребывающий ныне, по представлениям буддистов, на небе Тушита.
    К тексту джатаки

    Подробнее: «...Китайские буддийские писания повествуют о том, что Победитель в Истине Майтрея спустится с Четвёртого Неба для того, чтобы спасти людей через 5 миллиардов 670 миллионов лет. Цифра 5 миллиардов 670 миллионов может быть верна, но продолжительность жизни на Четвёртом Небе совсем не говорит о том, что всё это время Победитель в Истине Майтрея находится на Небесах Неравнодушия...»

    Подробнее: «...Майтрея (санскр. Maitreya, пали Мэттея / Metteyya, тиб. Джампа / Jampa, букв. "Связанный с дружбой") - грядущий татхагата, пятый в Благой Кальпе, прихода которого ожидают после Победителя в Истине Будды Шакьямуни...»

  59. Васумитра – известный легендарный проповедник буддизма и архат.
    К тексту джатаки

  60. Шарипутра (Сарипутта) – один из десяти ближайших учеников Будды Гаутамы, превосходящий всех своей мудростью; в его компетенцию входила запись высказываний Будды в области философии и догматики.
    К тексту джатаки

    Иконографическое изображение Шарипутры 

  61. Первый духовный плод – вступление в поток (см. примеч. 66).
    К тексту джатаки

  62. Генен – мирянин, принявший обет соблюдения пяти главных заповедей буддийской морали: К тексту джатаки

    Подробнее о заповедях: «...Для того, кто хочет достичь счастья в этом Мире Явлений, очень важен вопрос: “соблюдать или не соблюдать заповеди"...»

  63. Ракшас – злой дух, пожирающий трупы и живых людей.
    К тексту джатаки

  64. Десять правил нравственного поведения, то есть десять заповедей: К тексту джатаки

    "Вечный Закон" о десяти Заповедях: «...Как в йоге, так и в буддизме, целью десяти заповедей является очищение трех типов кармы...»

  65. Прасенаджит – имя царя Кошалы(см. примеч. 94) времен Будды Гаутамы, при нем могущество страны стало клониться к упадку.
    К тексту джатаки

  66. Вступление в поток – становление на стезю духовного совершенствования, ведущую к выходу из сансарического бытия; первая ступень на пути святости буддийского монаха.
    К тексту джатаки

    О малой вероятности шанса встречи с Дхармой: «...Даже если вы родились небожителем, рано или поздно вы упадете с неба и опять начнете перерождаться в шести мирах. Теперь подумайте, какова была вероятность встретить истинное учение среди множества других...»

  67. Пратьекабудда – «будда для себя» или «индивидуальный будда» – практикующий, живущий в уединении, помышляющий лишь о личном спасении и не занимающийся проповедью учения.
    К тексту джатаки

    О практике личного спасения: «...Это состояние можно представить себе как состояние ровной воды в сосуде, на который уже ничто не воздействует. Прежде его раскачивало, а теперь мы устранили обстоятельства, ввиду которых его раскачивало. Тогда понемногу и сосуд, и вода в нём сами по себе придут в совершенно спокойное состояние. Муть осядет, и вода будет чистой и прозрачной. Вот что такое Нирвана в Хинаяне...»

  68. Духовные плоды от первого до четвертого –  К тексту джатаки

  69. Породить помысел о наивысшем духовном пробуждении – стать бодисаттвой (см. примеч. 15).
    К тексту джатаки

    Практика альтруизма: «...В буддийских сутрах говорится, что хотя и есть, например, отец, мать или жена, дети и т. п., самая сущностно важная вещь - я сам. Когда сможешь смотреть на самых ненавистных людей так же, как на себя, то можно будет сказать, что действительно положено начало практики Бодисаттвы...»

  70. Канакамуни – имя одного из мифических будд (пятого), предшествующих Будде Гаутаме (седьмому).
    К тексту джатаки

  71. Одно возвращение – последнее рождение в мире людей перед выходом из круга сансарического бытия.
    К тексту джатаки

  72. Семь видов драгоценностей –  К тексту джатаки

  73. Кашьяпа –  К тексту джатаки

    Подробнее о будде Кашьяпе (Дипанкаре) «...Будда Дипанкара (санскр. Dipamkara, тиб.Мармедзэ / Marmedze), он же Будда Кашьяпа (санскр. Kasyapa, пали* Кассапа / Kassapa), - будда прошлого, третий татхагата Благой Кальпы, живший на Земле в глубокой древности, когда продолжительность жизни человека составляла 20 000 лет.
    Дипанкара происходил из города Дипавари. Во время его рождения произошло чудо, суть которого заключалась в появлении многочисленных светящихся огоньков (дипа). Вследствие этого его стали называть Дипанкара, или Горящая Лампа. ..»

  74. Раджагриха - столица Магадхи (см, примеч. 2).
    К тексту джатаки

  75. Каундинья и его четыре сподвижника – первые ученики Будды Гаутамы, перед которыми он произнес свою первую проповедь – «привел во вращение колесо Дхармы».
    К тексту джатаки

    Сутра о повороте Колеса Закона: «...Так я слышал. Однажды Бхагаван пребывал в Варанаси, в Оленьем парке, в местечке «Падение пророков». Тогда он обратился к группе из пяти монахов: «Монахи, существуют две крайности, которым не должен следовать ищущий истины»...»

  76. Надикашьяпа – имя одного из первых учеников Будды Гаутамы.
    К тексту джатаки

  77. Самадхи – глубокая медитация, когда личность временно растворяется; четыре беспредельные самадхи – четыре стадии йогического сосредоточения, следующие за четырьмя дхьянами (см. примеч. 79).
    К тексту джатаки

    "Вечный Закон" о Самади: «...Самади - это процесс, в котором сознание освобождается от Пяти Накоплений Захваченностей, к которым оно привязано. В Самади есть четыре ступени...»

    Опыт самади на Шамбала-клубе: «...Через два дня после интенсивной практики я почувствовала, что во время медитации утвердила сознание в пространстве. Пространство было голубое и я попробовала в него войти. В этот момент сознание расширилось по всему пространству. ..»

  78. Четыре безмерных качества – безмерная дружественность, безмерное милосердие, безмерная радостность, безмерная отстраненность.
    К тексту джатаки

    "Вечный Закон" о четырёх безмерных качествах души: «...Четыре Великих Неизмеримых Состояния Души - это четыре великих практики сознания, которые должен практиковать каждый практикующий Истину после того, как он уничтожил свои мирские желания. Это практика Святой Любви, Святого Сострадания, Святой Похвалы и Святого Безразличия...»

    Медитация Четырех Великих Неизмеримых Состояний Души

    О четырёх безмерных качествах души: «...Вся карма человека как таковая - это работа души, направленная на собственную пользу, на самосохранение, а так как за счёт такой работы души формируется карма, то для того, чтобы превзойти эту карму, нужно превзойти настрой на самосохранение. Тогда возможно будет отъединиться от кармы. Это то, что находится в основе образа мыслей буддизма Большой Колесницы. ..»

  79. Дхьяна – йогический транс, медитация, при которой объект сосредоточения полностью овладевает умом; четыре дхьяны – существует четыре последовательные ступени йогического транса.
    К тексту джатаки

    Подробнее о дхьянах: «...отдалившись посредством Обдумывания и Взвешивания, мы достигаем чрезвычайно спокойного и умиротворённого состояния, называемого первой Дьяной (Первая Медитативная Концентрация)...»

    Опыты практикующих:
    Первая Дхьяна  «... Первый шаг на пути к этим состояниям - это отъединение себя от всевозможных желаний путем размышления. В буддийских писаниях это называется "Обдумывание и Взвешивание"...»
    Вторая Дхьяна  «... Когда вы достигаете второй ступени, вы полностью прекращаете думать. Наоборот, то состояние, в котором ваши мысли останавливаются, состояние, в котором вы совсем не думаете, - это вторая ступень. ..»
    Третья Дхьяна   «...На третьей ступени, отъединяясь от душевного удовольствия, мы отъединяемся от всех явлений. Тело приходит в состояние полного расслабления. Во время этой третьей Дхьяны мы начинаем получать опыт прекрасных миров...»
    Четвёртая Дхьяна «... "Ясность" может быть самым подходящим словом. В уме нет ничего, когда вы при помощи размышления уничтожили различные желания. Это состояние души, в котором вас не тревожат никакие мысли. Это освобожденное, легкое и яркое состояние души, которое приходит естественно, без совершения каких-либо действий. Возможно, свет, окутывающий вас в это время, приходит изнутри, потому что вы пребываете в мире света даже тогда, когда медитируете в темноте...»

  80. Три яда –  К тексту джатаки

    Три яда и энергетические каналы человека: «...Первый канал, Пингала, переносит энергию гнева. Далее, энергия невежества, которая останавливает наше движение и отупляет нас, проходит через канал Ида. Энергия привязанности, или то, к чему привязано наше сознание, проходит через канал Сушумна...»

    Преодоление трёх ядов: «...Если вы полностью избавитесь от привязанности, то так же полностью освободится и соответствующий канал. Если полностью избавитесь от невежества, то так же полностью освободится другой соответствующий канал. Если полностью избавитесь от злобного сердца, полностью раскроется правый канал - «канал злости»...»

  81. Тело Дхармы – абсолютное или духовное тело Будды, проявляющее себя во всех существах; высшая экзистенциальная норма, высший универсальный принцип буддизма.
    К тексту джатаки

    Подробнее:  «...Тело Алмаза исходит из Сахасрара-чакры. Это состояние чистого Истинного Эго...»

  82. Бимбисара – имя царя (545/544-493 гг. до н.э.) древнеиндийского государства Магадхи.
    К тексту джатаки

  83. Четыре рода жертвенных предметов –  К тексту джатаки

  84. Шестеро брахманских учителей – шестеро брахманов (Пурана Кашьяпа, Маскарин Кошалакапутра, Саньджаин Вераттикапутра, Аджита Кашакамбалин, Какуда Катьяяна, Нигрантха Джнятапутра), выступавших против Будды Гаутамы.
    К тексту джатаки

  85. Гаутама – фамильное имя Будды Шакьямуни. Называя будду просто Гаутамой, младший брат царя Бимбисары тем самым выказывает свое пренебрежение к нему.
    К тексту джатаки

  86. Дхармический глаз – внутренняя восприимчивость к учению Будды, имеющаяся, согласно представлениям буддистов, у каждого человека.
    К тексту джатаки

  87. Шраман – буддийский монах. Помышляя так о Будде, Мара принижает Учителя, низводя его до уровня простого монаха.
    К тексту джатаки

  88. Львиный престол – торжественное квадратное седалище, которое помещается на трех порожках в главном зале буддийского храма прямо против входных дверей и поддерживается четырьмя или восьмью изображениями львов.
    К тексту джатаки

  89. Вайшали (Вессали) – город, находившийся во владении союзного племени личчхавов, впоследствии присоединенный к Магадхе (см. примеч. 2) царем Аджаташатру.
    К тексту джатаки

  90. Каушамби – название одного из шести крупнейших городов Индии V в. до н.э.
    К тексту джатаки

  91. Ватса – название небольшого древнеиндийского царства, расположенного на реке Джамна (Ямуна).
    К тексту джатаки

  92. Такшашила – крупный город-государство Древней Индии, расположенный на её северо-западе и известный развитием там светских наук.
    К тексту джатаки

  93. Капилавасту – столица Шакьев, где царил отец Будды Гаутамы.
    К тексту джатаки

  94. Кошала – название могущественного государства на территории Древней Индии; родина легендарного Рамы.
    К тексту джатаки

  95. Восемь чудесных свойств воды – прозрачность, свежесть, сладость, лечебность и т.п.
    К тексту джатаки

  96. Пять трансцендентных (запредельных) способностей (потенциалов) – одна из групп тридцати семи компонентов духовного пробуждения, включающая в себя К тексту джатаки

    Подробнее о Пяти Потенциалах:  «...Практика Пяти потенциалов и пяти способностей - это один из видов практики, проповедованный Буддой Шакьямуни. Он входит в семь видов и тридцать семь элементов духовной практики.
    Перечислим Пять Потенциалов: Потенциал Приверженности, Потенциал Упорного Усилия, Потенциал Овладения Запоминанием, Потенциал Самадхи и Потенциал Мудрости.
    Каждый из них выражается через соответствующие Способности. ..»

  97. Пять трансцендентных (запредельных) сил (способностей) –  К тексту джатаки

    Подробнее о Пяти Силах: «...Иногда считают, что Пять Потенциалов равны Пяти Способностям, но это неверно. Гораздо правильнее думать, что скрытые факторы - это пять корней, или Пять Потенциалов, а проявленные факторы - это Пять Способностей...»

  98. Семь членов (компонентов) духовного пробуждения  – включают в себя: К тексту джатаки

    Подробнее о Семи Ступенях Пробуждения: «...Ступень Удобства на Пути к Истинному Пробуждению - пятая по счёту. По причине искоренения мирских желаний практика Дхармы наделяет спокойствием душу и тело. Если постоянно об этом думать, в душе и теле появятся определенные тенденции. Это соответствует Третьей и Четвёртой Ступеням Вхождения в Поток Истины...»

  99. Восьмичленный или восьмеричный благородный путь  –  Каждое из этих звеньев, считают буддисты, препятствует возникновению условий, вызывающих страдания, уничтожает неведение и привязанности, успокаивает и приближает к просветлению.
    К тексту джатаки

    Подробнее о Восьмеричном Святом Пути: «...1. Правильный Взгляд
    Правильный Взгляд подразумевает, что необходимо «видеть, основываясь на Четырех Абсолютных Истинах».
    Четыре Абсолютные Истины таковы:
    - этот мир суть страдание;
    - страдание обязательно возникает;
    - его можно искоренить, если отдаляться от него, превосходить его;
    - способ превосхождения и отдаления - Восемь Святых Путей.
    Это означает также, что вам следует все видеть в соответствии с законом Стадий Возникновения Двенадцати Условий.
    Однако мы живем в цивилизованном обществе. Для того чтобы прожить, мы должны зарабатывать деньги, питаться. Если у вас есть семья, вы должны любить свою жену и детей. Необходимо осознать, что в таком случае правильный Взгляд невозможен. С монахами, которые удалились от общества, дело может обстоять по-другому, но мы сами глубоко погружены в Мир Явлений. А Мир Явлений является миром иллюзий, миром, полным ошибок. Бесполезно пытаться достичь правильного взгляда на явления, пребывая в нем...»

  100. Трое [врат] освобождения –  К тексту джатаки

  101. Шесть трансцендентных (парапсихических) способностей архата  –  К тексту джатаки

    "Вечный Закон" об обретении шести сверхъестественных божественных способностей

    Опыты практикующих
    Божественные ноги. Свободная трансформация в Теле Воплощения. «...Другими словами, у этого тела нет преград: оно может себя телепортировать, перепрыгивать через горы, стены и здания по своему желанию...»
    Божественные уши. Слушая голоса богов. «...Органы чувств, используемые в это время, - это не уши, а горло...»
    Божественное чтение чужих мыслей. Видеть мысли других людей. «... Другими словами, мы не можем назвать это настоящим Божественным чтением чужих мыслей, если мы не видим и не понимаем желания человека, выраженные цветом...»
    Божественное знание прошлых жизней. «...Когда мы приобретаем эту способность, мы не только вспоминаем опыт определенного времени со скоростью, намного превосходящей скорость возникновения явлений в этом мире, но также и слышим информацию, комментирующую события. ..»
    Перекрытие утечек. Совершенное понимание пагубных желаний других людей. «...Разница между Перекрытием утечек и другими сверхъестественными силами заключается в том, что мы можем ясно понимать, что все желания не являются нашими, они просто приходят к нам. Другими словами, есть четкая разница между Истинным Эго и пагубными желаниями. Однако в случае с Божественным чтением чужих мыслей, Божественным знанием прошлых жизней и Божественным знанием будущих жизней очень трудно провести разницу между миром, в который мы погружаемся, и нами, которые это наблюдают...»

  102. Шесть парамит (или трансцендентирующих, т.е. переправляющих за пределы моря сансары качеств) –  К тексту джатаки

    Подробнее о Шести Парамитах на Шамбала-клубе: «...Шесть Совершенств включают в себя Жертвование (Даяние или Щедрость), Соблюдение Заповедей и Обетов, Терпение, Упорное Усилие (Радостное Усердие), Медитация и Мудрость.
    Порядок очень важен, поскольку одно следует из другого. Если человек не хочет заниматься бескорыстным служением и жертвовать, он не сможет соблюдать заповеди. Если человек не может соблюдать заповеди, то его мысли будут блуждать, он не будет способен сосредоточиться и не сможет вытерпеть возвращение плохой кармы, не говоря уже о том, что у него не будет намерения прилагать предельные усилия для развития медитативных способностей.
    Итак, Парамита (= совершенство, предел) Жертвования...»

    О Шести Совершенствах на сайте "Духовный Мир": «...Порядок следования Шести Совершенствам таков: вначале с помощью Жертвования вы избавляетесь от жадности. Затем с помощью Соблюдения Заповедей, вы прекращаете впитывать плохую внешнюю информацию и непрерывно создаете состояние, при котором можете духовно концентрироваться. Благодаря третьему этапу, Терпению - это касается мирян, тех, например, у кого ужасный начальник, муж или жена, или родственники, настроенные против практики, - так вот, благодаря тому, что они оскорбляют и осуждают вас, к вам возвращается карма...»

  103. Сфера великой тысячи миров – название большой системы буддийской космогонии, состоящей из миллиарда миров, каждый из которых окружен железной стеной, имеет в центре гору Меру с прилегающими к ней четырьмя континентами.
    К тексту джатаки

  104. Пять омрачений –  К тексту джатаки

    Подробнее о пяти омрачнениях:  «...Существуют так называемые пять уз, связывающих с нижними мирами, и пять уз, связывающих с высшими мирами. Пять уз, связывающих с нижними мирами, приводят к трём скверным мирам, а пять уз, связывающих с высшими мирами – это условия для перевоплощения в мире людей и выше. И самая наименьшая цель практикующего – это пресечение пяти уз, связывающих с нижними мирами. Перечислим их: ошибочный взгляд на телесное существование, сомнения, захваченность заповедями и обетами, жадность к страсти и гнев...
    ...Теперь - о пути подъема. В буддийской терминологии он называется пятью узами, связывающими с высшими мирами. Эти пять уз – пристрастие к форме, пристрастие к не-форме, гордость, возбуждение и антимистическая сила. Рассмотрим их подробнее одну за другой... »

  105. Семь драгоценных атрибутов [Чакравартина] –  К тексту джатаки

  106. Ваджрапани или «С ваджрой в руке» – гневное божество, наводящее ужас на всех врагов буддизма; особо почитается последователями тантризма.
    К тексту джатаки

  107. Ваджра – ритуальный предмет тантристского ламы, символизирующий твердость.
    К тексту джатаки

  108. Нирманический будда – иллюзорный будда, сотворенный чудотворной силой самого Будды Гаутамы.
    К тексту джатаки

  109. Четыре великих царя – четыре божества – охранителя миря, пребывающие на четырех сторонах самого нижнего небесного мира. К тексту джатаки

    Подробнее о первых небесах: «...Эти Четыре Великих Правителя дают защиту каждому из четырёх основных направлений: бог-защитник Юга – Небо Роста; бог-защитник Севера – Небо, Оберегающее Простых Людей от Травм; бог-защитник Запада – Небо Свободных Метаморфоз, Управляющее Небосводом; бог-защитник Востока – Небо Сильного Королевства...»

  110. Майтрейя-самадхи – самадхи благоволения, сосредоточение сознания на благоволении.
    К тексту джатаки

  111. Читра – имя домохозяина, которого Будда Гаутама считал одним из выдающихся своих последоватслей-мирян.
    К тексту джатаки

  112. Тридцать два [главных телесных] признака – внешние признаки, которыми, считают буддисты, отмечены будды и чакравартины. Например,
    К тексту джатаки

    Подробное перечисление тридцати двух телесных признаков: «...По древним текстам, у Шакьямуни было 32 основных телесных признака, позволивших Асите утверждать, что мальчик является воплощением Будды. Приведём дошедшие до нас сведения...»

  113. Карма – букв. «поступок, деяние« основной термин буддийской концепции о причинно-следственной связи, согласно которой плохой поступок неизбежно приносит плохие плоды, и наоборот. Совокупность хороших и плохих поступков, совершенных в прошлых рождениях, формирует удел человека в настоящем рождении. Однако настоящее отнюдь не определяется механически прошлым, а согласуется с ним, и человеку остается большое поле для проявления энергии, чтобы изменить свою карму и даже преодолеть её.
    К тексту джатаки

    "Вечный Закон" о карме: «... Закон кармы - абсолютная Истина, управляющая настоящим, прошлым и будущим.
    ...Почему мы неравны с момента нашего рождения?...
    ...Причинять страдания - это значит получать страдания...
    ...Если накопить заслуги, если накопить плохую карму...
    ...Почему одно и то же действие дает различные результаты?...
    ...Никто не может убежать от кармы...
    ...Случаи быстрого и медленного возвращения кармы...»

    Пoдробнее о карме: «...Условия, в которых оказываются люди, приходящие в этот мир, сильно отличаются. Например, некоторые родились дочерьми и сыновьями в богатых семьях, в то время как другие родились в бедных семьях. Некоторые, будучи в молодом возрасте, поднялись до высокого положения, в то время как другие должны находиться на дне общества, как бы упорно они ни работали. Некоторые могут строить хорошие отношения с другими людьми, а некоторые - нет. В буддийском учении это называют кармой. Рассмотрим на примере, как может опуститься человек. ..»

  114. Коршунья скала – название местопребывания Будды Гаутамы в Магадхе.
    К тексту джатаки

  115. Дэвадатта – имя двоюродного брата Будды Гаутамы, обращенного им в монашество. Человек выдающийся, Дэвадатта пользовался огромным авторитетом в монашеском ордене, но, вступив в конфронтацию с Буддой, был вынужден покинуть его.
    К тексту джатаки

  116. Сиддхарта – имя, данное Будде Гаутаме при рождении.
    К тексту джатаки

  117. Тридцать семь компонентов духовного просветления:
    • четырехступенчатое сосредоточение мысли
      • на том, что тело есть только вместилище нечистоты;
      • что чувствование ведет к страданию;
      • что разум изменчив;
      • «я» – не существует;
    • четыре правильных усилия направленных на то, чтобы
      • положить конец существованию в себе зла;
      • воспрепятствовать возникновению в себе зла;
      • породить в себе добро;
      • развивать существование в себе добра;
    • четыре основы сверхъестественных сил;
    • пять трансцендентных способностей;
    • пять трансцендентных сил;
    • благородный восьмеричный путь.
    К тексту джатаки

    Семь Видов и 37 Элементов духовной практики Тхеравады: «...А какую же практику необходимо проводить монахам? Основополагающей считается практика Семи Видов и Тридцати Семи Элементов Освобождения. На самом деле практика всех Семи Видов и Тридцати Семи Элементов не ведётся одновременно. Первой идёт практика так называемых Пяти Потенциалов и Пяти Способностей...»

  118. Обитель тридцати Трёх божеств – небеса Индры, вторые из шести небес сансары.
    К тексту джатаки

    Пoдробнее о Вторых Небесах Сансары: «...Эти Небеса, относяшиеся ко Второму Небу, состоят из центрального бога, имя которого Способный Бог (Индра), и четырех групп по восемь богов, расположенных в четырех основных направлениях (то есть 4х8=32 бога, а всего 33 бога).
    Боги Первого Неба живут у подножия Горы Совершенства (горы Меру), а боги Второго Неба живут на её вершине...»

  119. Махакашьяпа (Маха Кассапа) – один из десяти ближайших учеников Будды, а также один из организаторов и руководителей первого буддийского собора в Раджагрихе.
    К тексту джатаки

    Пoдробнее о Кашьяпе: «...Кашьяпа был не просто архат. Он был бодхисаттвой - тем, кто практикует из жизни в жизнь ради блага живущих существ. Бодхисаттве суждено в будущем стать буддой. Если уровень архата - это способность невозвращения в Сансару, то бодхисаттва уже практикует не для себя, а для спасения других существ, и он осознано не входит в Нирвану. ..»

  120. Упали – один из десяти ближайших учеников Будды, который на первом буддийском соборе воспроизвел по памяти предписания относительно устройства монашеской общины, данные Буддой при жизни, составившие раздел Виная буддийского канона.
    К тексту джатаки

  121. Анирудха (Анурудда) – один из десяти ближайших учеников Будды, наделенный, по преданию, даром божественного видения.
    К тексту джатаки

  122. Шилапарамита – одна из шести парамит (см. прим. 102)
    К тексту джатаки

  123. Маудгальяяна (Махамогаллана) – один из двух лучших учеников Будды, превосходящий всех в божественных (сверхъестественных) способностях.
    К тексту джатаки

    Иконографическое изображение Махамогалланы 

  124. Сутра-питака – название раздела буддийского канона, содержащего свод проповедей и наставлений, приписываемых Будде, по вопросам вероучения и этики.
    К тексту джатаки

  125. Виная-питака – название раздела буддийского канона, содержащего предписания относительно устройства монашеской общины и монашеской дисциплины.
    К тексту джатаки

  126. Абидарма-питака – название раздела буддийского канона, содержащего трактаты по метафизике и догматике.
    К тексту джатаки

  127. Восемь однодневных правил моральной дисциплины –  воздержание в течение суток (от восхода до следующего восхода солнца) от греховных помыслов, греховных речей, греховных дел и т. п., сопровождаемое принятием только постной пищи и размышлением о вере.
    К тексту джатаки

  128. Праджапати – имя тетки Будды Гаутамы, заменившей ему мать (мать Сиддхарты Махамая умела через семь дней после его рождения), а впоследствии обращенной Буддой в монашество.
    К тексту джатаки

  129. Четыре основы сверхъестественных сил – магическая способность беспрепятственно передвигаться в любой среде, мгновенно появляться в любом месте, становиться громадным или крошечным и т. п.
    К тексту джатаки

  130. Четыре благородные (абсолютные) истины –  К тексту джатаки

  131. Удпалаварна (Упалаванна) – имя буддийской монахини, которую Будда Гаутама считал одной из двух своих самых выдающихся учениц.

    К тексту джатаки

  132. Три дурных рождения – рождение в одном из трёх скверных миров: К тексту джатаки

  133. Ашока (царствовал в 269-232 гг. до н.э.) – величайший и известнейший из всех правителей древней Индии. Человек широких взглядов, приверженец буддизма, при нем буддизм из индийской секты начал превращаться в мировую религию.
    К тексту джатаки

    Пoдробнее о царе Ашоке: «...Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть. Однако, наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: "...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль 'Угодного богам'"...»

  134. Восемнадцать областей знания –  К тексту джатаки

  135. Вишну – индуистское божество, всеобъемлющий сохранитель мира, один из триады индуистских божеств, где два другие: Брахма – творец мира и Шива - разрушитель мира.
    К тексту джатаки

  136. Випашьин (Випассин) – имя первого из мифических земных будд, предшествовавших Будде Гаутаме.
    К тексту джатаки

  137. Пять радостей – 
    К тексту джатаки

  138. Восточная страна достойных – название одного из четырех мифических континентов буддийской космогонии, расположенного к востоку от горы Меру (гора Меру - см. прим. 19). Он полукруглый по форме, и рост его жителей в два раза превышает обычный человеческий рост.
    К тексту джатаки

  139. Западная страна, где разводят скот – название одного из четырех мифических континентов буддийской космогонии, расположенного к западу от горы Меру; жители его занимаются скотоводством.
    К тексту джатаки

  140. Северная страна неблагозвучных голосов – название одного из четырех мифических континентов буддийской космогонии, расположенного к северу от горы Меру. Он квадратный по форме, и его квадратнолицые обитатели обладают завидным здоровьем и долголетием. Там за семь дней до смерти человека с небес раздается голос: «Ты должен умереть» по другим рассказам, люди той страны обладают неприятными голосами.
    К тексту джатаки

  141. Мантра – сочетание звуков или слов, многократно повторяемое.
    К тексту джатаки

  142. Мудра – знак (символ), выраженный при помощи руки, ладони и пальцев; ему приписывается магическая сила.
    К тексту джатаки

  143. Три ведения –  К тексту джатаки

  144. Вишвабху – имя второго будды тридцать первой калпы.
    К тексту джатаки

  145. Упагупта – имя четвертого буддийского патриарха.

  146. Четыре аспекта бренности – 

  147. Шикхин – имя второго мифического будды из семи будд древности.
    К тексту джатаки

  148. Кракуччханда – имя четвертого мифического будды из семи будд древности.
    К тексту джатаки

  149. Шесть парамит (или трансцендентирующих, т.е. переправляющих за пределы моря сансары качеств) –  К тексту джатаки

    Подробнее о Шести Парамитах на Шамбала-клубе: «...Шесть Совершенств включают в себя Жертвование (Даяние или Щедрость), Соблюдение Заповедей и Обетов, Терпение, Упорное Усилие (Радостное Усердие), Медитация и Мудрость.
    Порядок очень важен, поскольку одно следует из другого. Если человек не хочет заниматься бескорыстным служением и жертвовать, он не сможет соблюдать заповеди. Если человек не может соблюдать заповеди, то его мысли будут блуждать, он не будет способен сосредоточиться и не сможет вытерпеть возвращение плохой кармы, не говоря уже о том, что у него не будет намерения прилагать предельные усилия для развития медитативных способностей.
    Итак, Парамита (= совершенство, предел) Жертвования...»

    О Шести Совершенствах на сайте "Духовный Мир": «...Порядок следования Шести Совершенствам таков: вначале с помощью Жертвования вы избавляетесь от жадности. Затем с помощью Соблюдения Заповедей, вы прекращаете впитывать плохую внешнюю информацию и непрерывно создаете состояние, при котором можете духовно концентрироваться. Благодаря третьему этапу, Терпению - это касается мирян, тех, например, у кого ужасный начальник, муж или жена, или родственники, настроенные против практики, - так вот, благодаря тому, что они оскорбляют и осуждают вас, к вам возвращается карма...»

  150. Шраман – буддийский монах.
    К тексту джатаки



список джатак |  главная

конференция «Мир Света»  | Духовный Мир |  Вечный Закон

http://girlyanda.narod.ru
Сайт управляется системой uCoz