Место, где произошла эта история,
находится в Непале и называется Намо Будда.
Взгляните на Намо Будду глазами путешественника,
побывавшего
там.
Так было однажды услышано мною. Победоносный пребывал в Шравасти48, в саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада49. Как-то раз, когда наступило время сбора милостыни, Победоносный, облачившись в должное монашеское одеяние50, взял патру51 и вместе с Анандой52 отправился за подаянием.
В том городе жила старуха, два сына которой постоянно промышляли воровством. Но вот они были
схвачены владельцем имущества и приведены пред лицо судьи, который в соответствии с законом
приговорил братьев к смертной казни.
Когда палач вел их скованных на место казни, старуха мать и два ее осужденных сына увидели
Победоносного. Он издали приближался к ним, и они отдали поклон в его сторону.
О владыка богов, взмолилась старуха, обращаясь к
Будде, к милосердию твоему взываю:
будь защитником моих сыновей, приговоренных к смерти.
Внял ее словам Победоносный и в силу великого милосердия Татхагат явил жалость к осужденным.
Чтобы спасти их жизни, он дал наставления Ананде и послал его к царю просить об освобождении
преступников. И в соответствии с пожеланием Победоносного царь отпустил их.
Будучи чрезвычайно обрадованными и памятуя благодеяние Победоносного, братья пришли туда,
где он пребывал, припали головами к его стопам, а затем, почтительно сложив ладони,
обратились к Победоносному с такими словами:
Поскольку великим благодеянием Победоносного сохранен остаток нашей жизни, то помысли
милостиво о нас, о Владыка богов, и разреши нам вступить в монашество.
Придите во благе, произнес тогда Победоносный. И тут же волосы на голове и лице братьев
сами собой сбрились, одежда стала желто-оранжевого цвета, и они твердо укрепились в
помыслах веры. Затем Победоносный наставил их, как должно, в Учении, в результате чего
они избавились от всякой скверны и стали архатами53. Их же старуха мать,
благодаря тому что выслушала религиозные наставления Будды, обрела состояние
анагамина54, или невозвращения.
Ананда, видя столь удивительное дело, громко восславил Победоносного
словами:
О, сколь велики добродетели Татхагаты!
Однако он подумал про себя: «Какие же добрые дела в прошлом совершили эти трое, мать и два
сына, если сейчас при встрече с Победоносным и от огромной беды избавились, и благо нирваны
обрели? Хорошо так в течение одного рождения обрести и пользу и благо».
Победоносный, зная мысли Ананды, сказал ему:
Этих троих я не только сейчас призрел. В давние времена я их также своим попечением
не оставил.
И попросил тогда Ананда Победоносного:
О Победоносный! Соблаговоли поведать в назидание, каким образом ты в давние времена
этим троим свое попечение оказал...
И рассказал тогда Победоносный Ананде следующую историю.
Давным-давно, бесчисленное количество калп назад, в стране Джамбудвипе был царь по имени
Махаратха. У этого царя было три сына. Старшего звали Махапранада, среднего Махадева,
младшего Махасаттва. Младший царевич с детства славился своей добротой и милосердием,
был он для всех как родной сын.
Как-то раз царь в окружении советников и царица с сыновьями отправились из дворца на прогулку.
Пройдя немного, они устали и расположились на отдых. Трое же царевичей пошли дальше,
в глубь леса. Там они увидели тигрицу, которая недавно родила детенышей, но,
в течение нескольких дней терзаясь голодом и жаждой, была уже готова сожрать свое потомство.
Младший царевич сказал, обращаясь к своим братьям:
Эта тигрица охвачена ужасными мучениями. Похоже, что она вот-вот умрет от слабости и
истощения и может даже сожрать новорожденных.
Правду ты говоришь, отвечали ему на это старшие братья.
А что ест эта тигрица? снова промолвил младший.
Ей по вкусу парная убоина да теплая кровь, ответили старшие братья.
Есть ли кто-нибудь, кто в состоянии своим телом спасти жизнь тигрицы, не допустить ее
гибели? спросил младший брат.
Нет, отвечали братья, это очень трудно.
Тогда царевич подумал: «В течение
длительного времени вращаясь в круговороте сансары, то из-за приверженности к страстям,
то из-за гнева, то из-за духовной омраченности, я бесчисленное количество тел и жизней
впустую расточил. Что стоит тело, которое ради Учения ни разу не было отдано на удобрение
поля благих заслуг!»
Некоторое время все трое продолжали идти дальше.
Вы идите, сказал затем старшим царевичам младший брат, а я исполню одно дело и вас
догоню.
Он повернул назад и по старой дороге быстро вернулся к логову тигрицы. Подойдя к тигрице,
царевич лег около нее, но та из-за слабости даже пасти открыть не могла, чтобы сожрать его.
Тогда царевич острой веткой пустил себе кровь и дал лизнуть тигрице, после чего та раскрыла
пасть и сожрала тело царевича.
Старшие же братья, видя, что прошло много времени, а младшего брата все нет и нет,
решили: «Пойдем искать по следам и осмотрим то место в лесу, где мы разговаривали.
Наверное, нашего брата убила голодная тигрица».
Придя туда, они увидели, что младшего брата сожрала тигрица. Вокруг валялись клочья
мяса и виднелись пятна крови. От такого зрелища старшие братья пали без памяти на землю.
Когда же спустя долгое время они пришли в себя, то стали кататься по земле, оглашая воздух
стенаниями, до тех пор, пока снова не впали в беспамятство.
Тем временем царице-матери приснились во сне три голубя, которые играли, летая туда и сюда.
Вдруг ястреб схватил и унес самого маленького из голубей.
Дрожа от страха, царица проснулась и сказала царю:
Я слышала, рассказывают, что голуби означают души сыновей. Если ястреб унес самого
маленького из голубей, то, наверное, с моим любимым сыном случилось несчастье.
Сразу же были посланы люди на поиски, но тут вернулись два старших царевича.
Не случилось ли несчастья с моим любимцем? Где он? спросила их мать.
У обоих братьев как будто горло закупорило, даже дыхание прервалось, и они не могли выговорить
ни одного слова. Когда же дыхание вернулось к ним, братья сказали:
Младшего брата сожрала тигрица.
Услышав эта слова, царица потеряла сознание и пала на землю.
Когда после, длительного беспамятства она пришла в себя, то вместе с царем, сыновьями,
придворными поспешила на место гибели младшего царевича.
К тому времени тигрица сожрала остатки мяса, и они увидали на земле только кости царевича
да то там, то здесь кровавьте пятна. Царица схватила голову, а царь останки руки
[младшего сына], и оба они, рыдая и стеная, упали без чувств. Долго они лежали без
сознания, затем пришли в себя.
Царевич же Махасаттва, скончавшись на земле, возродился на небе Тушита55. «Почему и за какие поступки я здесь возродился?» подумал он. Божественным глазом окинул царевич пять миров и увидел в лесу, на месте своей кончины, родителей, которые стенали около его бренных останков, удрученные болью страданий из-за большой привязанности [к погибшему сыну]. Божество подумало: «Такая скорбь может нанести ущерб здоровью и даже жизни моих родителей. Надо пойти поговорить с ними и ободрить их».
Подумав так, он опустился [из своей небесной обители] и с небесной вышины стал утешать
своих родителей различными ласковыми словами. Те посмотрели на небо и спросили:
Ответь нам, кто ты, о божество?
Я был царевичем по имени Махасаттва. Своим телом я накормил голодную тигрицу и за это
возродился на небе Тушита. О великий царь, знай следующее:
Что бы ни существовало [в мире], дхарма56 [этого существа] такова, что оно неизбежно
приходит к своему концу. За рождением неотвратимо [следует] разрушение. Если творить зло,
то низвергнешься в ад живых существ. Если творить добро, возродишься на небесах. Поэтому,
если рождение и разрушение присущи всем, то зачем же из-за мимолетных удовольствий
низвергаться в море страданий? Разве это не понятно? Будьте же ревностны в соблюдении благого
Учения.
Но родители возразили на это:
Ты в силу великого сострадания накормил своим телом тигрицу. Но если ты в силу великого
сострадания накормил тигрицу и милосерден ко всем, то приличествует ли тебе,
великомилосердному, совершить подобное деяние: лишив себя жизни, нас бросить и заставить,
тебя вспоминая, такие муки испытывать, будто наши тела режут на куски.
И снова божество стало на все лады утешать родителей ласковыми словами, отчего те немного
успокоились, положили останки сына в гроб, изготовленный из семи драгоценностей, и над
захоронением воздвигли чортен57. После этого божество возвратилось на небеса,
а царь с многочисленной свитой вернулся во дворец.
Как ты думаешь, спросил Победоносный Ананду, кто есть ныне царь того периода Махаратха?
Это мой отец, царь Шудходана. А царица-мать того периода это ныне моя мать Махамая.
Тогдашний старший брат Махапранада это Майтрейя58, средний брат это
Васумитра59. Что касается младшего царевича того периода Махасаттвы, то не
думай ни о ком другом это ныне я сам. Тигрята того периода это двое нынешних
братьев-преступников. Я давным-давно их от беды избавил, жизни им спас и сделал счастливыми.
Сейчас, когда я обрел буддство, избавил их от беды и полностью спас от великих страданий
сансары.
И тут Ананда и все многочисленные окружающие произнесли хвалу словам Победоносного.
Взгляните на Намо Будду глазами путешественника