Так было однажды услышано мной. Победоносный пребывал в Раджагрихе74, в роще Венувана, где обитали птички календаки. Вскоре после обретения Победоносным буддства первыми вступили в его общину и стали монахами пять человек во главе с Каундинья75. За ними еще тысяча человек во главе с Надикашьяпой, или Кашьяпой с реки76, вместе с братьями также вступили в общину я стали монахами. В дальнейшем кроме них приняли монашество и стали пребывать в Дхарме множество других людей.
Обитатели Раджагрихи, преисполнившись великой радости, возносили хвалу, говоря:
Приход Татхагаты в мир великая редкость, многим живым существам принесет
он благо.
И они также говорили:
Каундинья вместе с Надикашьяпой и его окружением, первыми вступившие в монашество,
уже прежде (в прошлых жизнях прим. ред.) во всех благих делах были
заодно с Татхагатой, поэтому они первыми из всех и нектар Учения отведали.
Монахи, услышав подобные речи, подробно пересказали их Победоносному, на что Победоносный
промолвил:
В давно прошедшие времена я ради этих монахов дал великий обет: «Когда обрету
буддство, то в первую очередь этим монахам сотворю благо».
Монахи, слыша такие слова, стали просить, взывая к милосердию Победоносного, обстоятельно
поведать им о том, что за обет дал Победоносный.
Слушайте внимательно и хорошенько запоминайте, сказал им
Победоносный, а я вам расскажу.
И рассказал следующую историю.
Давным-давно, столько калп назад, что измерить их, сосчитать или исчислить, умом окинуть или
словами объяснить невозможно, в стране Варанаси жил царь по имени Цзёцюнг, или «Сварливый».
В той стране был риши, которого звали Сёбацзен, или «Терпеливый». Этот риши вместе
со своими учениками числом в пятьсот человек жил в горной местности, упражняясь в терпении.
Как-то раз царь вместе с женами, наложницами и советниками отправился в горы на прогулку.
Местность располагала к отдыху, и царь заснул, а жены и наложницы пошли дальше посмотреть
лес, полюбоваться цветами. Шли они шли и увидали риши по имени Терпеливый, который сидел
выпрямившись, погруженный в мысли. Вид риши вызвал у женщин помыслы о вере. Рассыпав около
него различные цветы, они уселись перед риши и стали внимать словам Учения.
Царь, пробудившись ото сна, не обнаружил около себя своих жен и вместе с четырьмя советниками
отправился на розыски. Увидев жен, сидевших перед риши, царь опросил его:
Обрел ли ты четыре
беспредельные самадхи77?
Нет, прозвучало в ответ.
Обрел ли ты
четыре безмерных качества78? задал царь новый вопрос.
Нет, сказал риши.
Но в таком случае обрел ли ты
четыре дхъяны79? спросил царь.
Нет, также не обрел, ответил царю Терпеливый.
Тут царь пришел в ярость и гневно произнес:
Если ты не обрел этих добродетелей, то ты заурядный простолюдин! Как можно
верить пребывающему с женщинами в столь уединенном месте? Кто ты, постоянно здесь пребывающий?
Чем ты занимаешься?
Я упражняюсь в терпении, последовал ответ.
Тогда царь выхватил свой меч и со словами: «Если ты говоришь, что упражняешься в терпении,
то проверим, терпелив ли ты на самом деле» отрубил риши обе руки и снова
спросил:
Кто ты?
Я Терпеливый, отвечал риши.
Тогда царь отсек ему обе ноги, но ответ был прежним:
Я Терпеливый.
Тут на шесть ладов содрогнулась земля и пятьсот учеников риши, летавшие по небу, спустились к
своему наставнику и спросили его:
Перенеся такие мучения, не ослаб ли ты в терпении?
Нет, не ослаб, отвечал им риши.
Царь же, перепугавшись, сказал риши:
Как можно было поверить, что ты посвятил себя терпению?
В моих словах нет лжи, возразил царю Терпеливый, и если они
правдивы, то пусть силой их
правды кровь превратится в молоко, а отсеченные конечности прирастут и станут как прежде.
И тут же кровь превратилась в молоко, а отрезанные конечности прижились и стали как прежде.
Царь же, убедившись, какой силой терпения обладает риши, испугался еще больше и взмолился:
Зачем я великому риши такие страдания причинил! Подумай обо мне в милосердии своем и
зачти мое раскаяние в прощение мне.
И сказал на это царю Терпеливый:
Ты поднял оружие из-за женщин, и хотя отсек мне конечности, но терпение мое подобно земле.
И когда в силу этого я обрету буддство, то мечом запредельной мудрости отсеку
три твоих яда80.
Тем временем наги и боги местных гор, видя вред и ущерб, который царь причинил риши,
пришли в ярость. Они собрали тучи и готовились обрушиться громом, молнией и градом,
чтобы умертвить царя со свитой.
Но риши сказал им:
Ради меня не причиняйте ему ни зла, ни ущерба.
Тот царь, получив прощение риши, стал постоянно приглашать его к себе во дворец и делать
ему разные пожертвования.
Странствующие брахманы, чтившие другого наставника, видя, что царь верит риши Терпеливому и
чтит его, воспылали завистью. Из укромных мест они бросали в риши грязь и нечистоты.
И вот тысяча странствующих брахманов, которые в то время забрасывали меня грязью, и есть
тысяча нынешних монахов во главе с Надикашьяпой. В то время я принес обет:
когда в силу непрерывного упражнения в терпении обрету буддство, то нектаром Учения омою
их пыль и грязь, полностью очищу их от нечистых страстей.
Монахи! Если вы хотите знать, кто был риши Терпеливый того времени, то не думайте ни на кого
другого. Этим риши был я сам. Царь по имени Сварливый и четыре советника это нынешние пять
монахов во главе с Каундинья. Поскольку в то время я принес обет, по которому результат
упражнения в терпении я прежде всего употреблю для их блага, то, обретя буддство, я в первую
очередь полностью спас этих монахов от страданий сансары.
Все монахи с удовольствием и радостью выслушали слова Победоносного.