Так было однажды услышано мной. Победоносный пребывал в Шравасти,
в саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада. Как-то раз Ананда, собрав подаяние,
находился в роще в состоянии йогического транса, и его одолели такие мысли:
«Появление Победоносного в этом мире событие поистине чудесное. Оно
открывает множеству живых существ путь к высшему благу. Но в силу каких духовных
заслуг пять монахов во главе с Каундинья, как только открылись врата Учения,
сразу же смогли вступить в них? Как только загремел барабан Учения, сразу же услышали его?
Первыми насытились нектаром Учения?»
С этими мыслями он встал и пришел туда, где находился
Победоносный.
Ананда изложил Победоносному свои думы, и тот сказал ему в ответ:
Каундинью и его сотоварищей-монахов я в давно прошедшие
времена накормил своим мясом и напоил своей кровью до полного удовлетворения. В этом
причина, а следствие ее в том, что, став буддой, я их первых спас от мук сансары.
Тогда достопочтенный Ананда обратился к Победоносному со
следующей просьбой:
Поведай мне в назидание, как в давно прошедшие времена
ты накормил и напоил этих монахов до полного удовлетворения.
И рассказал Победоносный следующее.
Давным-давно, бесчисленное количество калп назад, здесь,
в Джамбудвипе, жил царь по имени Майтрибала, или «Сила доброты», которому подчинялось
восемьдесят четыре тысячи вассальных князей. Было у того царя двадцать тысяч жен и десять
тысяч советников.
Добрый и милосердный, царь Майтрибала,
упражняя четыре безмерных качества, заботился о всех живых существах и царил в соответствии с
десятью правилами нравственного поведения. Поэтому все чтили его. Не было у той страны никаких
врагов, ежегодно созревали на полях хорошие урожаи, повсеместно царили мир и благоденствие.
Все жители страны строго соблюдали десять правил
нравственного поведения и не грешили ни телом, ни речью, ни помыслом. Поэтому злые духи,
насылающие эпидемии, питавшиеся кровью и здоровьем людей, эти зловредные духи не могли
больше найти себе пищи и все оказались поверженными и обессилевшими.
Тогда пять якшей пришли к царю и сказали ему следующее:
Мы питаемся здоровьем и кровью людей и тем поддерживаем
тела и жизни наши. Повелением царя все люди сейчас блюдут десять правил нравственного
поведения, а поэтому мы не можем найти себе ни еды, ни питья, совсем обессилели,
и жизням нашим приходит конец. Не смилостивится ли царь
над нами?
Тогда царь из милосердия к ним вскрыл вены на
конечностях своего тела и разрешил якшам досыта напиться своей крови. И, насытившись его
кровью, якши были рады безмерно.
И вот, насытившись кровью, якши стали уговаривать
того царя:
Практикуй десять правил нравственного поведения
сколько достанет сил.
Подобно тому как сейчас я из этого тела пустил кровь и
насытил вас до полного удовольствия, сказал им на это
царь, в будущем, став буддой,
я нравственным поведением, соответствующим телу Дхармы81, практикой
самадхи и высшей мудростью очищу вас от трех ядов, избавлю от страданий, проистекающих из
страстей, и помещу в благостную нирвану.
Ананда, произнес Победоносный, тот царь по имени
Майтрибала это ныне я. Пять якшей суть пять монахов во главе с Каундинья. Я произнес тогда
моление, что, где бы ни родился, их стану спасать в первую очередь. Поэтому, как только
я начал проповедовать Учение, полностью освободил их от мук сансары.
Достопочтенный Ананда и многочисленные окружающие с удовольствием и радостью выслушали слова
Будды.