О ЦАРЕ ПО ИМЕНИ МЕЛОНДОН, ИЛИ "ЗЕРКАЛЬНОЛИКИЙ"

Так было однажды услышано мною. Победоносный пребывал в Раджагрихе, в фиговой роще. Тогда Победоносного окружали Брахма, Индра и другие божества. Вся многочисленная свита удивлялась особым признакам Победоносного, его красоте, золотистому цвету тела и возносила ему хвалы. Монахов взяло недоумение, почему Победоносный оказался столь возвышен над своим окружением и стал всеобщим главой. И они спросили у него об этом.
Победоносный сказал:
– Не только ныне я возвышен над окружающими и являюсь всеобщим главой. В давно прошедшие времена я также был возвышен над всеми и являлся их главой.
– Соизволь поведать, – сказали монахи, – каким образом ты в давние времена стал главой над всеми.

И рассказал им Победоносный следующее. В давно прошедшие времена, столь бесчисленное и безмерное количество кальп назад, что и умом не объять, в стране Джамбудвипе был великий царь, которому подчинялось восемьдесят четыре тысячи вассальных князей. У того царя было пятьсот сыновей.
Как-то раз великая царица родила сына, мальчика со знаками благих заслуг. Тело его было золотистого цвета, волосы иссиня-черные, на ладонях – знак колеса с тысячей спиц, на ступне левой ноги – изображение лошади, а на ступне правой ноги – изображение слона. Мальчика этого нарекли именем Мелондон, или «Зеркальноликий».

Когда великий царь заболел, и конец его был близок, советники спросили:
– Кто из сыновей назначается наследником, кому передать царскую власть?
– Того из них следует поставить царем и тому передать власть, – отвечал царь, – кто обладает десятью признаками царского достоинства. А признаки эти таковы:
цвет тела – золотистый, а волос – иссиня-черный;
знак колеса на ладонях обеих рук;
изображение слона на подошве правой ноги, изображение лошади на подошве левой ноги;
царская одежда впору, не велика и не мала;
восседая на царском троне, исполнен величия и мощи, так что вассальные князья невольно оказывают ему высшие почести, а царицы и их свита, исполненные радости, земно кланяются ему;
когда читает в храме священную книгу, то божества кланяются;
вдосталь всех оделяет, вызвав силой добродетели и благой заслуги дождь из семи драгоценностей.
Если ребенок, рожденный великой царицей, этими достоинствами обладает, то вручите ему царскую власть.
Тут бренность всего сущего воочию проявилась, и царь скончался.

После этого собрались царевичи и советники, чтобы выяснить, кто из царевичей обладает перечисленными выше десятью достоинствами.
У старших царевичей тела были не золотистого цвета, волосы не иссиня-черные;
не было знака колеса на ладонях, а на ступнях – изображений слона и лошади;
им не подходило царское платье;
когда они садились на царский трон, то, казалось, трепетали от страха и порывались встать, а вассальные князья и советники почестей им не отдавали, царицы же и их свита не выказывали ни радости, ни почтения;
когда в храме читали священную книгу, боги им не кланялись;
они были не в состоянии вызвать дождь из драгоценностей;
не были они и сыновьями великой царицы.
Так из пятисот царевичей не нашлось ни одного, кто обладал бы хоть одним необходимым признаком.

А когда он воссел на царский трон,
то его величие и великолепие оказались столь внушительны...

Только у младшего царевича тело было золотистого цвета, волосы – иссиня-черные,
на ладонях обеих рук – знак колеса, на подошвах ног – изображения слона и лошади.
Ему подошло царское одеяние, а когда он воссел на царский трон, то его величие и великолепие оказались столь внушительны, что все вассальные князья почтительно приветствовали царевича, а царские жены и их свита с радостью поклонились ему.
Когда он вошел в храм, то его приветствовали боги.
Сказал: «Ниспадите [с небес] драгоценности!» – и они тут же выпали дождем.
И рожден он был великой царицей.
Таким образом, младший царевич явился обладателем всей полноты признаков, и поэтому вассальные князья и советники вручили ему царскую власть.

В пятнадцатый день месяца, на восходе солнца, с восточной стороны возникло огромное золотое колесо с тысячей спиц. Царевич, став на колени, обратился к нему со следующими словами: «Если я являюсь царем в силу [моих] достоинств, то пусть колесо приблизится ко мне!» И колесо с небес приблизилось к нему.
Затем с горы Благовонной пришел драгоценный слон, хвост которого был украшен талисманом. Сел царь на того слона и взмыл в небо. За полдня он объехал четыре континента. Когда [слон] шел, то там, где ступала его нога, земля превращалась в золотой песок.
Драгоценный конь вороной масти, с красной гривой и с красным хвостом пролил дождем драгоценности семи родов. Сел царь на него и за время, потребное лишь на обед, объехал четыре материка, а конь тот не устал и не притомился.
Драгоценный же талисман светил день и ночь, своим светом озаряя все в округе на расстояние в сто двадцать звучаний голоса.
Дождем выпали семь видов драгоценностей, и все оказались оделены ими.
Восхитительно прекрасная, драгоценная женщина возрадовала царское сердце.
Драгоценный домохозяин, обеспечив царя всеми необходимыми драгоценностями семи видов, сделал их неиссякаемыми.
Драгоценный советник в случае царской нужды в четырех родах войск в один миг собирал непобедимые отряды.

Став, таким образом, обладателем этих семи драгоценностей20, царь подумал: «Подобные атрибуты обретены в результате прежних благих заслуг. Поэтому царская преемственность не должна прерываться».
Он совершил омовение благовонной водой, надел новое, чистое платье, взял в руку курильницу, повернулся к востоку и, преклонив колени, сказал: «Благородные существа, обитающие на востоке, внемлите моей просьбе и явитесь сюда».
И двадцать тысяч пратьекабудд23 пришли к царскому дворцу.
Затем царь обратился с таким же молением на юг, запад и север, откуда также пришли к царскому дворцу по двадцать тысяч пратьекабудд.
Затем царь и советники, приготовив все необходимое, почтили их жертвоприношением. После этого восемьдесят четыре тысячи вассальных князей получили разрешение вернуться назад. При прощании вассальные князья сказали благородным созданиям: «Знайте, мы также почтим вас жертвоприношением, чтобы произвести благую заслугу».
Царь и советники за то, что совершили жертвоприношение пратьекабуддам, на протяжении восьмидесяти четырех тысяч лет после своей смерти рождались в высокой сфере богов.

«Монахи! Царь Мелондон того времени – это я ныне. Отец того царя – это ныне мой отец Шудходана. Царица та – ныне мать моя Махамая. Пятьсот царевичей – это ныне пятьсот человек из рода Шакьев. Как в то время я был высшим главой над всеми, так после Пробуждения я также являюсь наиглавнейшим, отмеченным особыми знаками».
И многочисленная свита безмерно обрадовалась рассказу Будды.


назад  | примечания | список джатак |  главная | вперёд

конференция «Мир Света»  | Духовный Мир |  Вечный Закон

http://girlyanda.narod.ru

Сайт управляется системой uCoz