Так было однажды услышано мною. Победоносный пребывал в Раджагрихе, в фиговой роще.
Тогда Победоносного окружали Брахма, Индра и другие божества. Вся многочисленная свита
удивлялась особым признакам Победоносного, его красоте, золотистому цвету тела и возносила
ему хвалы. Монахов взяло недоумение, почему Победоносный оказался столь возвышен над своим
окружением и стал всеобщим главой. И они спросили у него об этом.
Победоносный сказал:
Не только ныне я возвышен над окружающими и являюсь всеобщим главой. В давно
прошедшие времена я также был возвышен над всеми и являлся их главой.
Соизволь поведать, сказали монахи, каким образом
ты в давние времена стал главой над всеми.
И рассказал им Победоносный следующее. В давно прошедшие времена, столь бесчисленное и
безмерное количество кальп назад, что и умом не объять, в стране Джамбудвипе был великий царь,
которому подчинялось восемьдесят четыре тысячи вассальных князей. У того царя было пятьсот
сыновей.
Как-то раз великая царица родила сына, мальчика со знаками благих заслуг. Тело его
было золотистого цвета, волосы иссиня-черные, на ладонях знак колеса
с тысячей спиц, на ступне левой ноги изображение лошади, а на ступне
правой ноги изображение слона. Мальчика этого нарекли именем Мелондон, или
«Зеркальноликий».
Когда великий царь заболел, и конец его был близок, советники спросили:
Кто из сыновей назначается наследником, кому передать царскую власть?
Того из них следует поставить царем и тому передать власть, отвечал
царь, кто обладает десятью признаками царского достоинства. А признаки эти
таковы:
цвет тела золотистый, а волос иссиня-черный;
знак колеса на ладонях обеих рук;
изображение слона на подошве правой ноги, изображение лошади на подошве левой ноги;
царская одежда впору, не велика и не мала;
восседая на царском троне, исполнен величия и мощи, так что вассальные князья невольно
оказывают ему высшие почести, а царицы и их свита, исполненные радости, земно кланяются ему;
когда читает в храме священную книгу, то божества кланяются;
вдосталь всех оделяет, вызвав силой добродетели и благой заслуги дождь из семи драгоценностей.
Если ребенок, рожденный великой царицей, этими достоинствами обладает, то вручите ему
царскую власть.
Тут бренность всего сущего воочию проявилась, и царь скончался.
После этого собрались царевичи и советники, чтобы выяснить, кто из царевичей обладает
перечисленными выше десятью достоинствами.
У старших царевичей тела были не золотистого цвета, волосы не иссиня-черные;
не было знака колеса на ладонях, а на ступнях изображений слона и лошади;
им не подходило царское платье;
когда они садились на царский трон, то, казалось, трепетали от страха и порывались встать,
а вассальные князья и советники почестей им не отдавали, царицы же и их свита не выказывали
ни радости, ни почтения;
когда в храме читали священную книгу, боги им не кланялись;
они были не в состоянии вызвать дождь из драгоценностей;
не были они и сыновьями великой царицы.
Так из пятисот царевичей не нашлось ни одного, кто обладал бы хоть одним необходимым
признаком.
Только у младшего царевича тело было золотистого цвета, волосы иссиня-черные,
на ладонях обеих рук знак колеса,
на подошвах ног изображения слона и лошади.
Ему подошло царское одеяние, а когда он воссел на царский трон, то его величие и великолепие
оказались столь внушительны, что все вассальные князья почтительно приветствовали царевича,
а царские жены и их свита с радостью поклонились ему.
Когда он вошел в храм, то его приветствовали боги.
Сказал: «Ниспадите [с небес] драгоценности!» и они тут же выпали
дождем.
И рожден он был великой царицей.
Таким образом, младший царевич явился обладателем всей полноты признаков, и поэтому вассальные
князья и советники вручили ему царскую власть.
В пятнадцатый день месяца, на восходе солнца, с восточной стороны возникло огромное золотое
колесо с тысячей спиц. Царевич, став на колени, обратился к нему со следующими
словами: «Если я являюсь царем в силу [моих] достоинств, то пусть колесо приблизится
ко мне!» И колесо с небес приблизилось к нему.
Затем с горы Благовонной пришел драгоценный слон, хвост которого был
украшен талисманом. Сел царь на того слона и взмыл в небо. За полдня он объехал четыре
континента. Когда [слон] шел, то там, где ступала его нога, земля превращалась в золотой песок.
Драгоценный конь вороной масти, с красной гривой и с красным хвостом пролил дождем
драгоценности семи родов. Сел царь на него и за время, потребное лишь на обед, объехал четыре
материка, а конь тот не устал и не притомился.
Драгоценный же талисман светил день и ночь, своим светом озаряя все в округе на расстояние
в сто двадцать звучаний голоса.
Дождем выпали семь видов драгоценностей, и все оказались оделены ими.
Восхитительно прекрасная, драгоценная женщина возрадовала царское сердце.
Драгоценный домохозяин, обеспечив царя всеми необходимыми драгоценностями семи видов, сделал
их неиссякаемыми.
Драгоценный советник в случае царской нужды в четырех родах войск в один миг собирал
непобедимые отряды.
Став, таким образом, обладателем этих семи
драгоценностей20, царь подумал: «Подобные атрибуты обретены
в результате прежних благих заслуг. Поэтому царская преемственность не должна
прерываться».
Он совершил омовение благовонной водой, надел новое, чистое платье, взял в руку
курильницу, повернулся к востоку и, преклонив колени, сказал: «Благородные существа,
обитающие на востоке, внемлите моей просьбе и явитесь сюда».
И двадцать тысяч пратьекабудд23
пришли к царскому дворцу.
Затем царь обратился с таким же молением на юг, запад и север, откуда также
пришли к царскому дворцу по двадцать тысяч пратьекабудд.
Затем царь и советники, приготовив все необходимое, почтили их жертвоприношением.
После этого восемьдесят четыре тысячи вассальных князей получили разрешение вернуться назад.
При прощании вассальные князья сказали благородным созданиям: «Знайте, мы также почтим
вас жертвоприношением, чтобы произвести благую заслугу».
Царь и советники за то, что совершили жертвоприношение пратьекабуддам,
на протяжении восьмидесяти четырех тысяч лет после своей смерти рождались в высокой сфере богов.
«Монахи! Царь Мелондон того времени это я ныне. Отец того
царя это ныне мой отец Шудходана. Царица та ныне мать моя
Махамая. Пятьсот царевичей это ныне пятьсот человек из рода Шакьев. Как в то
время я был высшим главой над всеми, так после Пробуждения я также являюсь наиглавнейшим,
отмеченным особыми знаками».
И многочисленная свита безмерно обрадовалась рассказу Будды.